Общественная палата поддержала включение дополнительных дисциплин во всероссийскую олимпиаду школьников

В Общественной палате России прошли слушания, посвященные развитию Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) в соответствии с поручениями Президента РФ Владимира Путина. В обсуждении, которое состоялось по инициативе Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, приняли участие эксперты из сферы образования, представители ведущих технологических компаний и общественных объединений.

В 2020 году Владимир Путин поручил запустить во Всероссийской олимпиаде школьников междисциплинарные направления с учетом опыта всероссийского конкурса «Большие вызовы», Олимпиады Кружкового движения НТИ и других конкурсов, ориентированных на развитие у детей способностей и интереса к инженерно-технической и научно-исследовательской деятельности.

«Всероссийская олимпиада школьников имеет богатую историю и за несколько десятилетий помогла реализовать таланты миллионам российских школьников, многие из них стали блестящими учеными, конструкторами, основателями компаний. Но сегодня все главные научные и технологические прорывы совершаются на междисциплинарном уровне, и Всероссийская олимпиада, как главный социальный лифт для талантов, должна отвечать вызовам времени. Выработанные нами предложения позволят поднять уровень признания достижений школьников в межпредметных, командных инженерных, научно-технологических конкурсах, открыть для них больше возможностей», - отметил лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение» Дмитрий Земцов на слушаниях.

Эксперты предложили наряду с «интеллектуальными состязаниями» по школьным предметам в рамках ВсОШ выделить следующие междисциплинарные форматы: «проектно-исследовательские конкурсы» (по модели «Больших вызовов»), «командные инженерные соревнования» (по модели олимпиады Кружкового движения НТИ) и «конкурс профессиональных компетенций» (по модели юниорского трека Worldskills Russia).

Выступающие также подчеркнули, что важно гарантировать победителям поступление в ведущие университеты, и предложили привязать все направления олимпиады к предметам и вузовским направлениям подготовки. При этом олимпиадные задания должны отвечать актуальным задачам: для этого в методические комиссии ВсОш рекомендуется приглашать профильные министерства, компании, общественные и профессиональные объединения.

Озвученные предложения поддержали представители ведущих технологических компаний. Руководитель компании «1С» Борис Нуралиев подчеркнул, что для работодателей выгодно повышение уровня междисциплинарных соревнований. «Для индустрии это хорошие, выгодные предложения, большой плюс для работодателей в целом. Очень правильно, чтобы технологически ориентированные ребята, которые могут что-то создавать своими руками, получали больше шансов на обучение в лучших университетах», - сказал он.

Исполнительный директор консорциума «Телекоммуникационные технологии» Анна Янчевская предложила как можно раньше связывать траектории победителей и призеров междисциплинарных соревнований непосредственно с работодателями – госкорпорациями и ведущими технологическими компаниями. «Мы очень высоко ценим предметные знания специалистов, но с точки зрения встраивания талантов в нашу работу, нам нужны именно те надпредметные компетенции, которые развиваются в таких соревнованиях, как Олимпиада Кружкового движения НТИ. Повышение уровня этих соревнований очень важно для нас, как для работодателей. При этом нам стоит совместно выстраивать траектории технологически ориентированных ребят не только в части поступления в вузы, но и как можно раньше связывать их непосредственно с работодателями и большими сквозными проектами, которые разрабатываются сейчас на государственном уровне», - подчеркнула Янчевская.

Координатор интенсивных профильных программ направления «Наука» Образовательного центра «Сириус» Алексей Горбачев подчеркнул, что необходимо скорректировать Федеральный закон «Об образовании». «Есть два варианта: либо говорить, что кроме Всероссийской олимпиады бывают и другие всероссийские соревнования, всероссийские конкурсы проектов, и сразу регламентировать их; либо говорить, что олимпиада проходит не только по общеобразовательным предметам, но и по междисциплинарным направлениям, по соответствующим разным регламентам», - объяснил Горбачев.

«Общественная палата взяла на себя миссию консолидировать ключевые позиции экспертов сферы образования и представителей бизнеса по вопросу включения междисциплинарных направлений во Всероссийскую олимпиаду. Уверена, что совместно нам удастся создать прозрачный и удобный социальный лифт для молодых талантов в разных сферах», - отметила председатель Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко.

Эксперты сферы образования и представители технологических компаний предложили создать рабочую группу и на площадке Общественной палаты выработать решения по включению технологически ориентированных школьников в работу ведущих компаний.

По итогам обсуждения Комиссия Общественной палаты РФ подготовит и направит в Министерство просвещения России все одобренные на заседании предложения по реализации поручения Президента. Также эксперты сферы образования и представители технологических компаний предложили создать рабочую группу и на площадке Общественной палаты выработать решения по включению технологически ориентированных школьников в работу ведущих компаний.