Институт образования и Международная лаборатория исследований социальной интеграции ВШЭ провели по заказу АСИ исследование, направленное на анализ актуального состояния и перспектив создания специальных условий обучения, в первую очередь – дружелюбной образовательной среды, для детей с особыми запросами. Исследование проводилось в рамках программы АСИ «Школа для каждого», которая является частью Национальной социальной инициативы (НСИ). Результаты исследования специалисты ВШЭ презентовали на онлайн-встрече 12 октября.
Эксперты, принявшие участие в опросе, дали два варианта понятия «дружелюбная образовательная среда». «Узкая» трактовка подразумевает оказание адресной поддержки детям с особыми потребностями, например, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). «Широкая» трактовка строится на формировании в школах единой ценностной среды, которая подразумевает вовлечение всех учеников в жизнь школы, налаживание качества отношений между участниками образовательного процесса, а также предоставление вариативности обучения.
По словам опрошенных экспертов, для создания дружелюбной среды нужно сформировать внутришкольную культуру, основанную на универсальных гуманистических ценностях и прозрачных механизмах их воплощения в повседневной жизни школы. Также школам должна быть предоставлена свобода формировать собственные программы развития, включая планы по прогнозированию долгосрочных образовательных эффектов и перспектив.
В опросе также приняли участие более 440 родителей из всех регионов России, в основном это жители городов-миллионников в возрасте 35-45 лет и имеющие двух-трех детей. Говоря о составляющих дружелюбной образовательной среды, большинство родителей поставили на первое место запрос на безопасность детей – как физическую, так и психологическую, а также соответствующую специальную подготовку педагогов. Меньше внимания родители уделили всему, что связано с самовыражением детей и влиянием внешних участников на жизнь школы.
Говоря о том, что нужно сделать для формирования дружелюбной образовательной среды, 64 % родителей обратили внимание на необходимость наличия в школах специалистов, сопровождающих детей с особыми запросами. Также 58 % участников опроса призвали организовать для учителей курсы повышения квалификации, чтобы они могли продуктивно работать с детьми с особыми запросами. Кроме того, 43 % респондентов заявили, что в России нужно законодательно обеспечить право на создание специальных условий для обучения детей с особыми запросами. На идею проведения мониторинга дружелюбной среды в школах 75 % родителей отреагировали положительно, посчитав его нужным. При этом главным следствием проведения мониторинга, по мнению 46 % родителей, должно стать предоставление помощи школе для преодоления выявленных дефицитов условий для дружелюбной среды.
Среди самых важных результатов обучения в дружелюбной образовательной среде 54 % родителей назвали сохранение или рост мотивации ребенка к учебе, а также уверенность детей в своей способности решать учебные и бытовые задачи. Также 47 % респондентов отметили важность развития навыков общения у детей. При этом 40 % опрошенных утверждают, что образовательную среду в тех школах, где учатся их дети, нельзя назвать дружелюбной. Главным барьером на пути к установлению такой среды в школах родители считают неподготовленность педагогов и недостаточное финансирование образовательных учреждений. По мнению опрошенных, заниматься созданием подобной среды должно в первую очередь государство, а также директора школ и педагоги.
«Задача, поставленная перед нами АСИ, - выявить интересы и запросы детей и ориентировать образовательные организации на создание возможностей для удовлетворения этих запросов. Мы провели для этого комплексное исследование, включающее качественный и количественный блоки. Первый шаг – это анализ российских и зарубежных практик по созданию дружелюбной среды в школах. Во время проведения исследования мы выяснили, каково актуальное состояние дружелюбной среды в школах, какие барьеры и возможности есть у школ, что стоило бы сделать в этом направлении государству, школам, родительскому сообществу и НКО. Мы надеемся, что результаты исследования будут использованы АСИ для поддержки инновационных проектов и прорывных решений в образовательной сфере», - заявил в начале встречи директор центра общего и дополнительного образования Института образования ВШЭ Сергей Косарецкий.
НСИ – система непрерывных улучшений качества услуг и сервисов в социальной сфере, основанной на принципах клиентоцентричности. Идея НСИ прозвучала на заседании наблюдательного совета АСИ в июле 2020 года. По его итогам президент России Владимир Путин поручил реализовать проект по всей стране.