«Мы не отнимем у детей смартфон»: на ПМЭФе оценили развитие компьютерных игр в России

На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2023) эксперты обсудили перспективы развития фиджитал-технологий и киберфизических форматов игр, а также российского киберспорта. Задача этих направлений – показать детям и родителям новые и безопасные возможности цифрового мира.  

Спецпредставитель президента России по цифровому развитию, директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков отметил, что многие современные дети растут с ощущением четкого разделения «скучного» физического мира, где есть школа и родители, и виртуального, в который можно уйти, просто взяв в руки телефон, «и там будет совсем другая жизнь». Ни родители, ни в целом государство не понимают, что в цифровом мире происходит на самом деле, часто это приводит к конфликтам.

Новый большой вызов состоит в том, чтобы физическое и цифровое пространство объединить, добавил эксперт, и дать «цивилизационный ответ на выращивание цифровой зависимости у людей».

«Игры – это цифровые наркотики, которые сегодня предлагает крупнейшие западные корпорации. Чем больше человек играет, тем больше он донатит, тем больше доход корпорации. И их задача – сделать так, чтобы ты донатил непрестанно, потому что иначе ты не крутой», – сказал Дмитрий Песков.

«Мы не отнимем у детей смартфон. Но возникла идея использовать игру, которой они так увлечены, для того, чтобы они работали с информацией, для своего развития. То есть создать новую игру, которая бы заинтересовала детей и работала бы на созидание. С этой идеей я пришел в Агентство стратегических инициатив», – сказал генеральный директор АО «Роснефтегаз» Геннадий Букаев.

Дмитрий Песков отметил, что помимо объединения физического и виртуального пространства (такой опыт уже есть, например, популярная в своей время «ловля покемонов»), было важно наполнить игру социально одобряемыми смыслами для всех ее главных заказчиков.

«Детям должно быть в этом пространстве хорошо, родители должны понять, что в виртуальном мире нет ничего страшного, а государство – увидеть пользу, то есть пространство для получения навыков, которые были бы максимально применимы в дальнейшем построении карьеры», – сказал эксперт.

Для этого в 2023 году команда российских разработчиков запустила первую в мире Национальную киберфизическую платформу «Берлога» – проект по массовому вовлечению детей в технологическое образование через мобильные игры.

Платформа киберфизическая, так как включает не только саму мобильную игру с заданиями по программированию, но и региональные сети кружков и инженерных соревнований, участие в которых поможет пользователям выйти на новый уровень. Например, пользователю в процессе игры предложат сконструировать коптер в ближайшем технологическом кружке. Потом этот коптер появится в виртуальном пространстве.

Пилотным регионом по внедрению проекта стала Башкирия. «Мы сделали самовоспроизводящуюся площадку, где талантливые ребята сами домысливают историю и привносят в нее что-то новое. Для нас важно через эту платформу сломать стереотип о том, что Башкортостан – это только нефть. В нашей республике много талантливых ребят и прорывных технологий. Мы создали продукт, который будем тиражировать, критически осмысливать и вовлекать в него ребят», – рассказал глава республики Радий Хабиров.

Он также отметил, что зарубежные игры формировали определенный воинствующий эмоциональный мир российских детей, в «Берлоге» же персонажи – добрые. «Наши герои не злобные, а талантливые и отзывчивые медведи», – добавил глава Башкортостана.

Свои достижения в реальном мире ученик сможет не только перенести в игровой мир, но и конвертировать в дополнительные баллы к ЕГЭ. Все успехи школьника отмечаются на платформе Кружкового движения НТИ «Талант», интегрированной с «Берлогой». По мнению президента Федерации компьютерного спорта России Дмитрия Смита, такое цифровое портфолио может стать плюсом и при дальнейшем устройстве на работу.

«Олимпиады, соревнования по программированию – это вовлечение в профессию через соревновательную мотивацию. И мы формулируем перед федерацией задачу по созданию такого карьерного лифта. Когда у тебя в резюме написано, что ты мастер спорта по программированию, работодатель сразу понимает, что ты уже чего-то стоишь как профессионал», – считает Дмитрий Смит.