На ПМЭФ назвали условия для массового применения беспилотной авиации

Фото: Валентина Певцова

На Петербургском международном экономическом форуме прошла сессия «Цифровое небо: технологии глобального лидерства России для массового применения беспилотной авиации». Участники рынка БАС обсудили, какие технологии и инфраструктура позволят использовать дроны на всей территории России и по каким принципам необходимо создавать цифровое транспортное право для ускорения внедрения беспилотников.

«Долгое время дроны оставались игрушками, несколько лет назад у нас произошло массовое вынужденное осознание важности этой темы. Еще через некоторое время у нас стартовал нацпроект — он только развивается, это фактически первый год его более-менее серьезной реализации. Стартовал ряд частных инициатив, которые его [нацпроект] серьезно дополняют и развивают. Вопрос, который стоит на повестке, это не вопрос о дронах или авиации, это вопрос о небе. Дальше стало понятно, что дроны — это власть в прямом смысле этого слова, это вопрос суверенитета даже не технологического, а политического. Ваша власть распространяется туда, куда может долетать ваш дрон, и не может долететь чужой», — заявил Дмитрий Песков.

Он представил результаты опроса отрасли БАС, проведенного АО «ГЛОНАСС» вместе с Платформой НТИ. Большинство экспертов на рынке считают, что развитие рынка БАС тормозят прежде всего отсутствие гибридной сети связи (26%) и норм цифрового транспортного права (22%). Еще 21% респондентов на рынке считают, что развитию отрасли мешает нехватка сертифицированных решений для предотвращения столкновений в воздухе, 11% обозначали в качестве проблемы отсутствие сертифицированного связного оборудования для коммуникации с БАС. В опросе участвовали 1,2 тыс. руководителей компаний и экспертов отрасли беспилотных авиасистем, члены профильных ассоциаций.

Гендиректор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич рассказал о концепции бесшовного неба, которую могут рассмотреть в правительстве осенью 2024 года. Она должна дополнить нацпроект «Беспилотные авиационные системы», который рассчитан до 2030 года.

«Мы знаем, что передовые мировые экономики стремятся безопасно внедрить в воздушное пространство дроны. Можно констатировать, что в полной мере еще никому не удалось это сделать. Концепция направлена на то, чтобы дать ответ на вопрос, как это правильно сделать, и обозначить подходы к решению этой задачи», — сказал Райкевич.

В представленной АО «ГЛОНАСС» концепции бесшовное небо разделено на десять уровней: инфраструктурный, транспортный, хозяйственный, логистический, стратосферный и другие. По словам Райкевича, первая цель проекта — избавиться от устаревших правовых норм и ввести сквозное регулирование воздушного пространства, которое увяжет уровни неба между собой. Вторая — определить критические технологии и инфраструктуру, без которых отрасль не может развиваться. Решением проблемы со связным оборудованием может стать гибридная сеть связи на базе госинформсистемы «ЭРА-ГЛОНАСС», добавил Райкевич.

«Для устойчивого развития отрасли каналы связи с беспилотником должны существовать в любой точке воздушного пространства. Эта проблема решается через создание низкоорбитальной спутниковой группировки. Для это компания планирует использовать малые космические аппараты производства Sitronics Group. Мониторинг БПЛА с помощью спутниковой связи будет протестирован на «Архипелаге-2024» в Сахалинской области», — сказал Райкевич.

По словам гендиректора «Флай Дрон» Никиты Данилова, за последний год парадигма использования беспилотников сильно поменялась. Если раньше говорилось об оцифровке неба для построения маршрутов движения дронов, то сегодня субъекты думают, как защититься от противоправного применения БАС. Важно заняться регуляторикой, которая бы эффективно совмещала в себе и использование дронов и противодействие им.

«Небо нужно оцифровать. Сервисы от этого тоже поменяются, потому что автономность беспилотника рано или поздно должна убрать оттуда человека. А если нет человека, то и сервис, от начала использования воздушного пространства до регулирования полета, тоже должен поменяться. Это приведет к новому понятию полета, цифрового наблюдения, противодействия и организации полетов беспилотников. Интегрированные сети контроля за полетом дронов уже существуют, мы ждем только спутниковый сегмент. Если будет единый формат понимания, кто летит в небе, кто является доверенным, кто своим — гораздо проще противодействовать чужим. А закрывать воздушное пространство, к сожалению, эффективности не показало», — сказал Данилов.

Согласно опросу, в ближайшие десять лет дроны будут больше всего востребованы в сельском хозяйстве - так считают 23% экспертов отрасли. Кроме того, 19% респондентов отмечают высокий спрос на дроны для аэрофотосъемки, еще 17% экспертов считают, что популярным направлением станет грузовая логистика на труднодоступные территории.

По словам гендиректора «Агримакс.Аэро» Максима Чижова, российские сельскохозяйственные дроны доказали свою эффективность и надежность. Беспилотники более приемлемы с точки зрения погодных условий, чем стандартные способы сельхозопераций. Однако их применение требует новых подходов к растениеводству и разработки агротехнологий: это позволит эффективнее использовать в аграрном секторе преимущества, которые дают дроны.

«С точки зрения технологических барьеров, преодоление которых повысит применение беспилотников, нам нужно повышение плотности заряда на борту дрона: это может быть либо топливный элемент, либо повышение удельной емкости аккумуляторных батарей. И связь, навигация и идентификация в гибридном режиме, которые позволяют нам идентифицировать «своего» дрона и обеспечивать с ним постоянную связь. Это позволит снизить трудоемкость наших работ, как эксплуатантов, снизить количество персонала, который задействован в эксплуатации дронов, и еще больше повысить безопасность применения и экономическую эффективность в том числе», — сказал Чижов.