Агентство стратегических инициатив (АСИ), компания VK и Минпромторг России представили спецпроект в мини-приложении «Открытая промышленность», посвящённый подвигам промышленных предприятий СССР в период Великой Отечественной войны. Мини-приложение доступно пользователям социальной сети ВКонтакте и собрало на своей платформе уникальные архивные материалы, свидетельства героического труда и вклада заводов в Победу. Ознакомиться с ним можно по ссылке.
Сейчас проект охватывает более 130 предприятий из 30 регионов России, включая Москву, Санкт-Петербург, Республику Татарстан, Московскую, Челябинскую, Новосибирскую, Нижегородскую, Кировскую области и другие. Проект будет расширяться. Каждое предприятие представлено в формате интерактивной карточки с исторической справкой, архивными фотографиями, ключевыми достижениями и статьями о трудовом подвиге в тылу.
Во время Великой Отечественной войны советские заводы сыграли ключевую роль в Победе, обеспечив армию оружием, боеприпасами, техникой и снаряжением. С начала войны более 2 500 предприятий были эвакуированы и в кратчайшие сроки возобновили производство в новых условиях. Заводы работали круглосуточно – даже под бомбёжками, при нехватке ресурсов и кадров, когда на смену ушедшим на фронт мужчинам приходили женщины и подростки. Рабочие проявляли массовый трудовой героизм: выполняли и перевыполняли нормы, ремонтировали технику вручную, часто в нерабочее время. Предприятия тыла стали символом несгибаемой воли народа и внесли решающий вклад в общее дело Победы.
«Это не просто цифровая энциклопедия. Это способ напомнить современникам о том, какой колоссальный вклад внесла отечественная промышленность в Победу, и сохранить память о героях труда, чьи имена часто остаются в тени военной славы», — отмечают в АСИ.
Среди предприятий, которые внесли значимый вклад в Победу в Великой Отечественной Войне:
Акционерное общество «Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз-Антей» – Обуховский завод» – российское предприятие, крупный металлургический и машиностроительный завод, расположенный в Санкт-Петербурге. Также был известен как Обуховский сталелитейный завод и Ленинградский государственный завод «Большевик». Обуховский завод (основан в 1863 году) в годы ВОВ отправил на фронт 6000 рабочих, за июль-август 1941 года выплавил столько же металла, сколько за довоенное полугодие, выпустил 20000 бронебойных снарядов, 30 артиллерийских батарей, 11000 деталей к пулемётам «Максим», 125000 мин, 9000 кинжалов и 3000 сапёрных лопат, а в 1944 году наладил серийное производство противотанковых пушек, оставаясь флагманом оборонной промышленности России.
Строительство атомных подводных кораблей, дизель-электрических подводных лодок, модернизация и ремонт крупных военных надводных и подводных кораблей, также предприятие развивает гражданское судостроение, реализует проекты по созданию российской морской техники и оборудования для нефтегазовой индустрии.
Во время Великой Отечественной Войны коллектив завода, состоявший из 500 взрослых и 6 тысяч подростков, вносил неоценимый вклад в оборону страны. Молодое оборонное предприятие стало ключевым центром строительства и ремонта надводных кораблей и подводных лодок на Севере. Завод отправлял корабли прямо со стапелей в бой, на защиту морских рубежей. Особенно важным строительство больших морских охотников за подводными лодками проекта 122А, предназначенных для борьбы с вражескими субмаринами в прибрежных водах.
В годы Великой Отечественной войны Горьковский автозавод внес неоценимый вклад в Победу над врагом. В 1941 году в рекордно короткие сроки автозавод перестроил производство на выпуск военной продукции – танков, бронемашин, артиллерийских установок, самоходных орудий. На поток было поставлено производство минометов и боеприпасов.
ГАЗ снабжал фронт и боевой техникой, и грузовыми автомобилями ГАЗ-АА – надежными, маневренными, способными перевозить полторы тонны груза. Эти неприхотливые машины больше известные в народе как «полуторка», можно было встретить на всех фронтовых дорогах: они осуществляли перевозку войск, эвакуацию населения, доставляли боеприпасы и продовольствие, стали основными машинами на «Дороге жизни» во время блокады Ленинграда
Запуск проекта приурочен к 80-летию Дня Победы в Великой Отечественной Войне и направлен на сохранение исторической памяти и признание роли заводов в военные годы. Мини-приложение доступно в разделе «Сервисы» ВКонтакте и адаптировано для просмотра с мобильных устройств и ПК.
Напомним, АСИ реализует программу «Открытая промышленность», направленную на популяризацию и продвижение кадрового и технологического потенциала российских производителей. Любой желающий может выбрать и посетить промышленную экскурсию, воспользовавшись онлайн-путеводителем «Все – на завод!». Более 2000 российских предприятий уже открыты для туристов.