ѕоиск Ћичный кабинет –егистраци€

»нженеры будущего

21 ћарта 2015

Ќедавно в ћоскве прошЄл†VII всероссийский робототехнический фестиваль Ђ–обо‘ест-2015ї.  онструкторы из школы є 10 ћагнитогорска были одной из команд, представл€вших „ел€бинскую область.

  • ∆ажда изобретательства

 онкурс состо€лс€ при поддержке ћинистерства образовани€ и науки –‘, јгентства стратегических инициатив и фонда ќлега ƒерипаска Ђ¬ольное делої. ¬ соревновани€х участвовали около трЄх тыс€ч школьников и студентов в составе 700 команд. ¬ ћоскву приехали реб€та из 117 городов –оссии, школьники из Ѕелоруссии,  азахстана и –умынии. —оревновани€ проходили в 33 дисциплинах. ѕобедители будут представл€ть –оссию на международных робототехнических соревновани€х, которые пройдут в —Ўј, ≈вропе, ёго-¬осточной јзии.

”ченики школы є 10 јртЄм ёлин, √леб якимович, јнтон јнанкин, јнастаси€ ћартынцева и руководитель кружка робототехники  сени€ Ћаврова провели в ћоскве три дн€. ѕризовых дипломов не вз€ли, но п€тое место в столь престижных соревновани€х можно считать успешным выступлением, тем более что в номинации†Ђѕроизводственна€ лини€ї†не было возрастных разграничений.

–асписание уроков позволило встретитьс€ лишь с двум€ участниками соревнований јртЄмом и √лебом. «нала, что в век нанотехнологий изобретательство помолодело, но не ожидала, что настолько. Ѕолее того, четвероклассники оказались опытными конструкторами, о чЄм свидетельствовали грамоты и дипломы за победу в различных конкурсах. ∆ажда изобретательства овладела реб€тами, как только пальцы ощутили пластмассу конструктора лего - ещЄ в детсадовском возрасте. »х первым совместным изобретением в кружке робототехники стала движуща€с€ модель машинки. ѕотом задани€ и программы усложнились настолько, что роботы школьной команды стали отмечать дипломами в городских и областных соревновани€х.

–уководител€ кружка  сению Ћаврову поначалу прин€ла за старшеклассницу. Ќо  сени€ јлександровна оказалась дипломированным специалистом ћ√“”, продолжающим учЄбу в магистратуре по специальности Ђћехатроника и робототехникаї. »зобретать стала ещЄ в школе, и теперь еЄ приглашают как судью на соревновани€ международного уровн€ - Ђ–обо‘ест-2015ї и соревновани€ в —очи.

- ” нас изобретают даже первоклассники, - показывает  сени€ јлександровна на робота с надписью Ђћирї. - Ѕорец-сумоист умеет выталкивать противника за пределы ринга. ќт школы выставл€ем несколько команд в разных возрастных категори€х, чтобы дети ощутили сост€зательный дух.

¬ городском конкурсе Ђ–оботЄнок-2013ї, который придумала и ежегодно проводит школа є 67, кружковцы зан€ли второе место среди групп среднего возраста. Ќа суд жюри представили юлу. »нтересно, где можно применить столь специфического робота? Ђƒл€ очистки апельсинов в промышленных масштабахї, - мгновенно сообразил √леб.

  • Ђƒетскоеї производство

¬ Ђ–оботЄнке-2014ї команда школы є 10 завоевала призовые места в нескольких номинаци€х с определением Ђсамыйї: быстрый, меткий, высокий. ¬ городских соревновани€х, проходивших в окт€бре прошлого года, команда стала второй.

¬ прошлом году кружковцы запустили ракету-робота с триколором на борту.†—оревновани€ в рамках WRO - мировой ќлимпиады роботов - проходили в —очи.  оманда школы є 10, победивша€ в областных сост€зани€х, представл€ла регион на всероссийском конкурсе. ѕризовых мест не вз€ли, но набрались сост€зательного опыта, умени€ убеждать, доказывать, обосновывать действи€ своих роботов.

ѕотом были всероссийские соревновани€ Ђ» а–-2014ї - инженерные кадры –оссии. ќсновна€ задача сост€заний - формирование системы профессиональной ориентации и подготовка технического кадрового потенциала –оссии со школьной скамьи.  онкурс имел €рко выраженную направленность - решение реальных производственных задач.

- «адани€ были одинаковые дл€ всех участников, - объ€сн€ет руководитель кружка  сени€ Ћаврова. - Ќадо было собрать производственную линию - от заготовки до конечного продукта. ћиниатюрные пресс, штамповочный, сверлильный станки, барабанна€ печь должны быть действующими. ”словную заготовку, зелЄный кубик, надо было провести по всем объектам линейки и поместить в тележку такого же цвета.  о всему, требовалось создать инженерную книгу - своеобразный технический паспорт с описанием роботов, датчиков, моторов. » главное, заключить договор с производством, на котором задействована похожа€ производственна€ лини€. я нашла такое производство - дочернее предпри€тие ћћ  - завод прокатных валков. —фотографировала работу линии, показала дет€м, где и как работают насто€щее станки.

Ђƒетскоеї производство инженерам завода не только понравилось, но и пробудило перен€ть остроумное решение. ”видев, как робот ловко бросает зелЄный кубик в тележку, взрослые конструкторы вознамерились позаимствовать идею у юных изобретателей.

 ружковцы выполнили все требовани€ конкурса, даже договор с предпри€тием, как взрослые, заключили. Ђ» а–ї присудил магнитогорцам первое место за инженерную книгу и второе - за технические разработки. ќбласть выдвинула команду призЄров на участие в международных соревновани€х Ђ–обо‘ест-2015ї.

- ¬первые участвовали в соревновани€х столь высокого уровн€, - рассказывает  сени€ јлександровна. - ”частники команды оказались самыми маленькими в этой номинации конкурса: четвероклассники и шестиклассники соревновались с 18-летними студентами. Ќо судьи скидки на возраст не делали.

  • ќсобый статус

¬ ћагнитогорске лишь две школы имеют статус Ђ–есурсного центра образовательной робототехникиї - є 67 и 10, что позвол€ет проводить в стенах этих учебных заведений соревновани€ не только городского, областного, но и международного масштабов. „тобы стать ресурсным центром, необходимо соответствовать строгим критери€м: иметь оборудование, специалистов-педагогов и высокий уровень развити€ робототехники в школе.

- ћуниципальный этап ежегодного международного конкурса в рамках WRO будет проходить в нашем центре, - вступает в разговор заместитель директора по учебно-воспитательной работе и руководить центра √алина јлександровна “р€пицина. - ¬ прошлом году центр прин€л участие в конкурсе между ресурсными центрами области, представив разработанные учебные программы с элементами робототехники. Ќаша команда победила и выиграла 500 тыс€ч рублей, которые пошли на покупку конструкторов дл€ робототехники. Ќа оборудование школа денег не жалеет. ћногие педагоги ведут в школе робототехнику. –азработан элективный курс, который прошЄл проверку и был включЄн в городской методический сборник. ќтправили в область программу дл€ 8-го класса, котора€ также войдЄт в сборник, - пособие дл€ учителей физики. јктивно используем в обучающем процессе лего-конструктор, например, на уроках математики, геометрии. ѕ€тиклассникам показывают перпендикул€р, разные виды углов. — помощью конструктора легче доносить информацию, особенно дет€м, лишЄнным абстрактного мышлени€.  урс образовательной робототехники начинают изучать в первом классе. ѕростейшие конструкторы помогают сформировать социально активную личность. Ќапример, построить свой двор, решить проблему транспорта или создать историю школы, семьи, страны.

¬дохновитель робототехников - преподаватель физики и информатики, директор школы Ќаталь€ —ергеевна ћаликова. ќна не жалеет ни сил, ни средств, песту€ в учениках талант изобретательства.  огда возникла финансова€ проблема с отправкой детей на всероссийские соревновани€ Ђ–обо‘ест-2015ї, Ќаталь€ —ергеевна обратилась за помощью к ќјќ Ђћћ ї.

- –еб€та, став призЄрами на областных соревновани€х, не должны были потер€ть дух соперничества. Ќо не все родители смогли оплатить поездку детей в ћоскву. ќбратились к директору по корпоративным вопросам и социальным программам ќјќ Ђћћ ї —ергею ¬алентиновичу  ривощЄкову. ƒеньги комбинат перечислил оперативно.

—ейчас команда кружковцев готовитс€ к городским соревновани€м, которые пройдут 8 апрел€ в родных стенах. ¬ мае предсто€т областные сост€зани€, в июне - всероссийские. ћечта юных конструкторов - стать участниками международного конкурса робототехники, который состоитс€ в но€бре в  атаре.

“екст: »рина  оротких

¬идео

¬верх