Победители GenerationS: Мы программируем задачи, а не роботов

В конкурсе стартапов, прошедшем 5 февраля в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого в рамках стартап-акселератора GenerationS, победу одержали создатели универсального языка программирования для промышленных роботов - rcml (robot control metalanguage) – Михаил Тюлькин и Дмитрий Сутормин из Перми. Этот язык может использоваться для роботов любого производства и конструкции, а также для их взаимодействия друг с другом.

Эксперты акселератора отметили, что универсальный язык может произвести в робототехнике революцию, сопоставимую с той, которая произошла в развитии интернета с появлением языка html. О том, зачем учить роботов коммуницировать друг с другом, и какие задачи могут решать «умные» производственные комплексы, рассказал редакции сайта АСИ Михаил Тюлькин.

- Почему проблему взаимодействия робототехнических комплексов не могли решить до вашего проекта?

- Для решения данной проблемы нужно было принципиально изменить подход в программировании робототехнических комплексов. Традиционно робота программируют для решения определенной задачи. Мы же предлагаем программировать не робота, а задачу, и на основе этого вычислять, какой робот сможет ее выполнить, и какую программу для него нужно составить. Причем это происходит автоматически. На примере, который был установлен в петербургском Политехе, два робота от разных производителей вместе собирали из кубиков башню. Если мы выключим один из роботов, второй будет продолжать работу в одиночку, если включим второго, произойдет перераспределение функций и они вернутся к совместной работе.

- В чем уникальное отличие вашего проекта от других – универсальный язык?

- Универсальный язык скорее следствие нашей уникальной разработки, которая заключается в ином подходе к программированию - задач, а не робота. Существующие языки программирования не лучшим образом подходили для описания задач. Мы решили в новом языке убрать ненужные и ввести новые языковые конструкции, чтобы реализовать подобный подход.

- Как конкретно на производстве может использоваться язык программирования rcml?

- Универсальный язык программирования дает возможность для создания свободно перемещающихся роботов. Они в свою очередь, формируют унифицированные производственные ячейки, из которых, можно построить адаптивную производственную линию. Это такая линия, которая способна перестраиваться под имеющиеся приоритеты и задачи производства.

В этом случае у производства не будет «узких мест», которые могут остановить всю линию. Потеря части производственных ячеек приведет к замедлению производства, но не к его остановке. Это дает ряд преимуществ: улучшается управляемость и прогнозируемость процесса производства, в разы повышается надежность, сводится к минимуму инерционность, вырастает гибкость.

- В каких отраслях, на каких производствах вы видите использование проекта? С какими компаниями планируете сотрудничать?

- Практически во всех отраслях, где применяется ячеистая структура производства: авиа- и машиностроение, металлообработка, легкая промышленность. Своих партнеров мы видим в лице системных интеграторов, и делаем RCML для них как инструмент, который они смогут применять в своей прикладной области.

В качестве наших партнеров могут выступать и производители программируемого промышленного оборудования, ЧПУ-станков и различной «умной» оснастки. Мы уже работаем в содружестве с двумя крупнейшими производителями промышленных роботов: KUKA (Германия) и FANUC (Япония).

- В чем выражается интерес производителей промышленных роботов из Германии и Японии?

- RCML позволяет им использовать своих роботов в новом классе задач, связанных с адаптивными производственными ячейками, при этом даже не коллаборативные роботы могут работать в коллаборативном режиме друг с другом.

Говоря простым языком: RCML позволяет продавать больше и выходить на новые рынки с уже имеющимися продуктами. В частности, компания KUKA видит RCML как средство переноса рабочих программ роботов под управлением старой системы KSS на новую – Sunrise. RCML обеспечивает обратную совместимость с уже написанными программами для промышленных роботов.

- Ваша работа с немецкой компанией идет с 2014 года. Где Вам интереснее работать, где Вы видите перспективы развития компании – в России или за рубежом?

- В будущем мы видим себя международной компанией с головным офисом в Российской Федерации и сетью представительств в разных странах, которые будут обеспечивать локальное взаимодействие с клиентами.

- Видите ли вы уже, как можно масштабировать вашу бизнес-модель? Какой объем инвестиций вам необходим?

- Да, видим, в основном за счет того, что у нас программный продукт, не требующий физической доставки и совместимости. Мы ищем инвестиции в 2 млн долларов для запуска продаж на мировом уровне. Идеальный вариант – получить эти деньги от компаний, уже имеющих каналы дистрибуции подобных продуктов и способных привести к взрывному росту продаж. На эту роль подходят мировые производители промышленных роботов, такие как KUKA, FANUC, ABB (Швейцария-Швеция), YASKAWA (Япония).

- В какую сумму оценивается потенциальный рынок применения промышленных роботов? Какой выручки вы сможете достичь, и в какие временные сроки?

- Рынок промышленных роботов оценивается 11,5 млрд долларов, по данным World Robotics 2016. Рынок же программных систем для промышленных роботов составляет 38 млрд долларов. Но свой рынок мы меряем в роботах, поскольку продаем лицензию на робота по подписке. Всего промышленных роботов в мире 1,6 млн, мы рассчитываем на долю 15% - это 240 тыс. единиц, что при цене 1500 долларов за лицензию позволит генерировать 360 млн долларов выручки ежегодно.

Сроки зависят от ресурсов, с которыми мы начнем компанию продаж. Чем их больше, тем быстрее мы сможем бежать к этой цели. При выполнении инвестиционного плана мы рассчитываем выйти на этот показатель к 2019-2020 годам.

Если же мы захватим все секторы робототехники, включая сервисных и профессиональных роботов, на которых возможно применение RCML, то эта цифра увеличится до 12,9 млрд долларов в год. Роботов в этих сегментах в разы больше, однако, из-за их узкой спецификации, потребуется доведение функционала RCML под каждый прикладной сегмент, что снижает привлекательность данных ниш.

- Сразу после победы вы заявили о планах участвовать в проекте «Фабрика будущего» в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ). Поясните, какое поле для действия вы видите в НТИ?

- Мы можем найти свое место на рынке Технет НТИ, в его подкатегории «Умная Фабрика» (Smart Factory). В частности, RCML сможет занять место системы оперативного управления производственными процессами на уровне цеха, реализовать автоматизированную переналадку оборудования - ключевое свойство адаптивной производственной линии. Выполнять именно ту задачу, на которую он был ориентирован изначально.

Участие в НТИ для нас - показать зрелость решаемой нами проблемы и необходимость применения решений, подобных RCML. В том числе мы рассчитываем на плодотворную работу с компаниями и предприятиями - участниками НТИ Технет.

- Чем Вам помогло участие в GenerationS?

- GenerationS совместно со своими корпоративными партнерами создает уникальную среду для взаимодействия стартапов и корпораций, подпитываемую знаниями менторов и оценками экспертов в данной области.

Благодаря попаданию в GenerationS мы смогли более корректно и точно позиционировать назначение своего продукта, что сразу же отразилось на количестве внимания к нему и нам как компании.

Мы проработали бизнес-модель, поняли, как правильно вести B2B продажи, и как нужно работать с такими игроками B2B, как корпорации. Выявили слабые места в своей тактике и стратегии по выходу на мировой рынок, а также поняли, что нам необходимо подготовить для старта на мировом рынке, как структурировать организацию и команду.

Менторы и эксперты GenerationS указали нам на множество подводных камней, о которые мы могли споткнуться и, что более важно, рассказали, как их обойти.

Справка

После победы в конкурсе компания Михаила Тюлькина и Дмитрия Сутормина RCML заключила соглашение о сотрудничестве с петербуржским Политехом. Кроме того, компания получила путевку на выставку робототехники в Германии и право участвовать в суперфинале GenerationS, где соберутся победители всех восьми треков акселератора.

GenerationS — крупнейший стартап-акселератор России и Восточной Европы, федеральная платформа развития инструментов корпоративной акселерации. Проводится РВК с 2013 года. Индустриальными партнерами GenerationS ежегодно становятся более 20 российских корпораций, в интересах которых проводится отбор и акселерация стартапов. По итогам многоступенчатой экспертизы участники GenerationS получают широкие возможности для развития бизнеса и привлечения инвестиций, доступ к ресурсам и инфраструктуре партнеров акселератора. В 2016 году на участие в GenerationS подано 4237 заявок из 30 стран мира. Призовой фонд GenerationS-2016 составляет 15 млн руб., общая стоимость призов от партнеров превысит 100 млн руб.