Доклад генерального директора АСИ Андрея Никитина на заседании Государственного совета


В заседании принял участие генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин.


Представляем тезисы доклада главы АСИ: 

В эти дни заканчивается пилотное внедрение Стандарта инвестиционной привлекательности регионов. 6 первых регионов практически полностью реализовали стандарт на своей территории. Еще 7 регионов - прошли больше половины пути. Более 20 начали его внедрение, не дожидаясь 2013 года. И, когда я говорю о реализации Стандарта, то озвучиваю не оценку Агентства. Это реальные производители, предприниматели, которые вошли в региональные экспертные группы дали такую оценку. 

Первые пилотные регионы хорошо известны - и не похожи друг на друга. Это Татарстан, Калужская область, Ульяновская, Свердловская, Липецкая области, Пермский край. Есть общая черта - темп роста экономики за последние 5 лет на 51% больше, чем средний по России. 

Мы считаем, что секрет их достижений в трех вещах - решимости и воле главы субьекта, эффективной и слаженной управленческой команде рядом с ним и готовности к подлинно равноправному диалогу с предпринимательским сообществом. Как известно, успеха добивается тот, кто видит вокруг себя не проблемы, а задачи. 

Такой взгляд отличает тех руководителей регионов, которые добиваются результатов в деле улучшения инвестклимата. Наша совместная работа показала, что количество губернаторов, которые взяли на себя личную ответственность за привлечение инвестиций больше чем мы ожидали. Как я говорил, 32 региона в этом году внедряли Стандарт. Однако, этого недостаточно.

Важным фактором является профессионализм управленческой команды региона, умение говорить на одном языке с предпринимателями. И, если в бизнесе руководители проходят переобучение раз в два года, то нам остро необходим образовательный центр, где происходило бы обучение навыкам работы с инвестором, продвижения территорий, формирования привлекательного климата. 

Кроме этого, стандарт содержит лишь минимальные требования. А нужны еще практики и примеры. Такой центр мог бы стать точной сбора и масштабирования лучших практик - тех, которые позволят нам выигрывать в глобальной конкуренции. Приведу один хороший пример. Поддержание и развитие сложной многоотраслевой экономики в регионе требует теснейшей увязки стратегии привлечение инвестиций со стратегией развития высшего и среднего профессионального образования. 

Такая практика есть в Татарстане. Там вузы и техникумы знают, куда пойдут их выпускники и какими компетенциями они должны обладать. И инвесторы отмечают это как один из важнейших критериев выбора. Мне кажется, так должно быть в каждом регионе, который не хочет быть регионом одного завода или одной отрасли. 

Третий и, пожалуй, самый важный фактор успеха – настоящая открытость администрации и реальный диалог с бизнесом. Слова про открытость и диалог уже давно стали ритуальными. Я же имею в виду не слова, а реальные действия. 

Весь механизм внедрения Инвестстандарта, разработанный Агентством, основан на, если угодно, принудительном диалоге. Мы заранее объявили, что Стандарт может внедряться только при условии взаимного желания и готовности, как местных бизнесменов, так и руководства региона. 

При этом результаты по внедрению каждого из 15 требований Стандарта в практику работы администрации должны фактически принимать предприниматели, отобранные Агентством в особую экспертную группу. Всего за год состоялось более 85 встреч только в пилотных регионах. И такой подход себя оправдал. Например, мы на практике смогли убедиться, насколько эффективна стратегия открытости. 

По одному из требований Стандарта, для инвесторов должен быть разработан план развития инфраструктурных объектов – электросетей, дорог, коммунальных сетей. При этом план должен быть доступным и понятным предпринимателям. 

В Калуге сотрудники министерства экономики принесли на одобрение экспертной группы предпринимателей разработанный ими план. Но предприниматели отказались одобрять его – в предложенном виде таким планом могли пользоваться только чиновники, много лет занимавшиеся его составлением. Взяв паузу на 3 месяца, было разработано одно из лучших решений этой задачи – удобная интерактивная карта, на которой любой неподготовленный человек может выбрать вид инфраструктуры и увидеть, где и когда будут построены интересующие его объекты. 

Это означает, что любой инвестор может быстро и просто определить возможные участки для размещения своего бизнеса. Эта карта инфраструктурных возможностей займет достойное место на Инвестиционной карте России. По сути, те результаты, которые мы получаем, внедряя Стандарт и наполняют эту карту. Это инфраструктура, меры поддержки, уникальные географические возможности, региональные институты развития, правила принятия решений, стратегия развития региона и компетенции, которые он может поддерживать и развивать. 

Агентство готово выполнить Ваше поручение, Владимир Владимирович. Реализовав эту задачу мы прекратим ситуацию, при которой отечественный предприниматель, производящий конкурентоспособную продукцию просто боится расти дальше, потому что не знает, как его производство встретят на другом конце страны. 

Мы также должны начать борьбу за внешних инвесторов, которые выбирают между разными странами с тем, чтобы они выбрали Россию. 

По итогам пилотного внедрения Стандарта мы разработали модель его масштабирования, которая позволит постепенно внедрить опыт наиболее успешных регионов там, где администрации только приступают к активному привлечению инвестиций. Агентство готово и дальше продолжать работать в этом направлении в партнерстве с ведущими деловыми объединениями и Правительством Российской Федерации.