Белгородская, Липецкая, Новгородская, Ростовская, Рязанская, Томская и Челябинская области, Пермский край и Республика Саха (Якутия) вошли в число призеров конкурса по внедрению цифровых решений в регионах России, который Агентство стратегических инициатив (АСИ) проводило в 2019 году.
Участники конкурса выбрали для внедрения ИТ-разработки в сферах медицины, образования, сельского хозяйства, туризма и культуры. Популярностью пользовалось цифровое решение по анализу профиля бедности региона.
«Всего было внедрено 10 цифровых решений, 8 внедрений были высоко оценены экспертным жюри», - сообщили в центре цифрового развития АСИ.
Результаты конкурса цифровых решений - 2019
Анализ профиля бедности в регионе
Анализ цифрового следа туриста
Классификатор цифрового контента учреждений культуры
Автоматическая классификация обращений граждан
Оценка качества медицинских услуг
Доступность медицинской помощи
Анализ фотографий сельскохозяйственных полей
Зависимость успеваемости ребенка от программ дополнительного образования
За время конкурса в регионах сформировались сильные команды из представителей отраслевых органов власти и ИТ-разработчиков. Многие из них уже имеют успешный опыт внедрения цифровых решений и готовы делиться им с другими регионами. Этот опыт войдет в базу знаний «Смартеки» в виде практик с подтвержденной эффективностью.
«Наиболее сильные команды способны ускорить масштабирование лучших цифровых решений по стране, делясь своим опытом и наработками со все новыми регионами. Мы в Агентстве считаем важным поддержать их в новой для себя роли - “цифровых наставников”. Ресурсы для решения этой задачи можно найти в национальных проектах. Этот вопрос мы уже прорабатываем с федеральными министерствами», – отметила генеральный директор АСИ Светлана Чупшева.
Среди представленных на конкурсе решений - разработанный командой «Счётка» сервис по анализу информации о малоимущих и их профилях, который был внедрен при непосредственном участии команды министерства труда и социального развития Ростовской области. В цифровом решении использовались данные операторов связи (МТС и Билайн) и ведомственная информационная система министерства.
Уже сейчас регион передал данные о малоимущих в управление службы занятости для корректировки финансирования муниципальным образованиям на организацию профессиональной переподготовки соискателей вакансий. Также данные переданы в министерство здравоохранения Ростовской области для выделения квот по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.
«Число жителей области из «группы риска», которые при изменении состава семьи, либо другой жизненной ситуации, могут попасть в категорию малоимущих, – до 400 тысяч, по разным оценкам. С помощью операторов сотовой связи, различных информакций, в том числе социальной рекламы, людей проинформировали о вариантах помощи. В итоге, удалось определить ранее не выявленных малоимущих. А с учётом «тепловой карты региона» построили маршруты выездных приёмов органов социальной защиты и расширили государственную помощь, в виде социального контракта, семьям с детьми», – прокомментировал результаты внедрения цифрового решения губернатор Ростовской области Василий Голубев.
Эксперты также высоко оценили решение по оценке бедности, которое внедрили на территории региона представители экономического блока и социальной защиты населения Липецкой области. На момент внедрения, по данным региональной информационной системы (ИС), в Липецкой области проживает 82,5 тыс. бедных. Данные сотовых операторов позволили увидеть больше информации и показали, что в регионе 85,9 тыс. бедных и 82,2 тыс. человек, у которых есть риск ими стать (по данным МТС), а также 8,8 тыс. бедных и 104 тыс. в «группе риска» (по данным Билайн). Важно учитывать данные нескольких операторов для понимая полноты картины. Также определена разница между данными региональных ИС и сотовых операторов, которая станет фокусом внимания для предоставления мер поддержки.
«Работа над проектом позволила взглянуть нам на решение проблемы бедности под другим углом. Получив информацию о концентрации малообеспеченного населения на определенной территории, органы социальной защиты населения понимают, в какие районы и области необходимо направить социальную помощь в первую очередь. Зачастую граждане, которым положены льготы не пользуются ими просто потому что не знают о них. При поддержке АСИ был подготовлен бриф на смс-рассылку, где указана ссылка на сайт социального калькулятора, а также бесплатный телефон call-центра. Получатели информации – потенциально малообеспеченные граждане – смогут узнать о существующих в регионе мерах социальной поддержки», – отметил глава администрации Липецкой области Игорь Артамонов.
В сфере туризма лучшее внедрение показало Министерство информационных технологий и связи Челябинской области, Центр развития туризма Челябинской области и команда Iskra two. Они внедрили сервис, позволяющий провести оценку объема потенциальных туристов из других регионов страны и автоматически разбить их на группы по местоположению, полу, возрасту, семейному положению, наличию детей, интересам и доходу. Для создания тепловой карты был использован сервис Яндекс.Подбор слов, данные социальных сетей, а также данные сотовых операторов.
С помощью сервиса после спада пандемии COVID-19 в 2020 году Челябинская область планирует возобновить привлечение туристов в момент, когда передвижение внутри страны станет возможным, а международные направления еще будут не активны.
Решение позволит получать данные для работы инструмента из открытых источников, визуализировать данные в виде карт и списков, фильтровать и просматривать целевые группы по региону, виду туризма, полу и возрасту, наблюдать за изменением уровня осведомленности об объектах рекламы жителями регионов России, а также принимать решения о содержимом рекламного послания и регионе подачи, исходя из свойств целевых групп и уровня их осведомленности.
В сфере здравоохранения наилучшие результаты показали Министерство здравоохранения Новгородской области, медицинские организации региона и разработчик Игорь Шаталин. Они внедрили решение задачи «Оценка качества медицинских услуг». Решение способствует выявлению отзывов пациентов о качестве оказания медицинской помощи на основе анализа данных открытых интернет-источников. Всего было проанализировано 392 сообщения, из них относящихся к отзывам по здравоохранению – 63%, корректно оцененных – 84,2%.
Цифровой сервис позволит органам исполнительной власти, конкретным медицинским организациям оперативно предпринимать действия по улучшению качества предоставляемой медицинской помощи. Министерство здравоохранения готово предложить методологию и инструкции внедрения решения для его использования в других регионах и отраслях.
Решение также можно использовать для оценки оказания медицинской помощи в условиях пандемии. «Агентство уже планирует его применить для получения обратной связи от населения в сфере здравоохранения по регионам», – сообщили в центре цифрового развития АСИ.