Первый шаг к реанимации туриндустрии - восстановить доверие потребителей

Туристическая отрасль одной из первых приняла удар и ощутила экономические последствия коронавируса. При этом туркомпании, находящиеся на пороге активного сезона, не могли предусмотреть такого развития событий, а законодательство в сфере туризма - обеспечить защиту их интересов. О том, как решить эту проблему, рассказала заместитель генерального директора Агентства стратегических инициатив (АСИ) Ольга Захарова на официальном открытии онлайн-выставки «Знай Наше», организованной Ростуризмом совместно с Profi.Travel.

«Сейчас как никогда важно восстановить доверие между туристической индустрией и путешественниками. Для этого нужно обеспечить прозрачность общения туристских администраций и компаний с туристами для того, чтобы восстановить и сохранить доверие потребителей. Благодаря этому можно будет легко возобновить путешествия, как только позволит ситуация», - отметила Ольга Захарова.

Она представила план из семи шагов для выхода отрасли из кризиса.

Шаг первый: Обеспечить защиту туристов и дать им уверенность в будущих путешествиях

Возврат средств, если есть такая возможность, перенос отмененных отпусков, замена авиабилетов, ваучеры на путешествия, разъяснения для туристов – всеми этими способами можно регулировать потребительские запросы, чтобы минимизировать судебные риски.

«Региональным администрациям, общественным организациям по туризму важно максимально доступно, открыто, честно, последовательно рассказывать про сложности и специфику туротрасли, про готовность компаний, регионов, стран организовывать путешествия, принимать туристов сразу по окончании карантина, - сказала замглавы АСИ. - В Польше, например, уже стартовала информационная компания со слоганом "Польша не отменяется, а переносится". О подобном стоит задуматься каждому региону и каждой компании».

Шаг второй: Оценить эффективность принимаемых мер поддержки

Профессиональное сообщество ожидает получить разъяснения по механизмам реализации действующих мер поддержки. «Необходимо проанализировать, разобрав на составляющие все бизнес-процессы, какие точечные, локальные меры или минимизация каких платежей поможет выжить, сохранить бизнес», - считает Ольга Захарова.

Она сообщила, что АСИ совместно с регионами и Российским союзом туриндустрии собирает предложения по мерам поддержки, которые позволят оперативно выйти из кризиса, перезапустить отрасль и стимулировать ее развитие. «Сейчас сформирован перечень из более 30 пунктов, среди которых и меры поддержки для всей отрасли в целом, так и для отдельных направлений, туроператоров, гостиниц, круизных компаний, транспортных компаний. Не все меры поддержки требуют колоссальных бюджетных вливаний – иногда необходимо пересмотреть принятые до кризиса регламенты», - отметила Ольга Захарова.

АСИ принимает предложения по мерам поддержки туристической отрасли по электронной почте tourism@asi.ru

Шаг третий: Обеспечить эффективный обмен опытом по поддержке туротрасли между регионами

Регионы определяют собственные меры поддержки, исходя из своих бюджетных возможностей и запросов отрасли.

Среди первых туризм на уровне регионального законодательства поддержал Приморский край. На состоявшейся в АСИ 26 марта онлайн-конференции по туризму зампредседателя правительства Приморского края Константин Шестаков заявил об освобождении гостиниц и хостелов от налога на имущество, снижении в три раза налога на транспорт для перевозчиков, а также о возможности получения займов от 10 тыс. руб. до 1.5 млн по льготной ставке 1.5% годовых.

В Самарской области установлена нулевая ставка транспортного налога для компаний, организующих туристские перевозки и обслуживающих автобусные экскурсии. Аналогичные меры приняты и принимаются в ряде российских регионов.

Подобный опыт может быть полезным и для других регионов. В условиях, когда главный фактор эффективности мер поддержки - это оперативность, необходим единый ресурс, на котором собраны примеры всех отраслевых региональных практик по поддержке туризма. Таким ресурсом стала «Смартека». На этой платформе регионы могут размещать принимаемые и уже эффективно работающие меры поддержки, обмениваться опытом с коллегами.

Многие страны начали системную подготовку мер по выходу из кризиса туристической отрасли с первых дней пандемии. Всемирная туристская организация выпустила рекомендации по выходу отрасли из кризиса. «Сегодня аналитики АСИ уже сформировали свод данных по мерам поддержки в 38 странах. Анализ продолжается, в самое ближайшее время в Библиотеке АСИ мы разместим отчет по анализу действий 85 стран», - сообщила Ольга Захарова.

Шаг четвертый: Переупаковать туристические продукты

«Люди будут жаждать впечатлений. Это то, что наполняет энергией, улучшает здоровье и психоэмоциональное состояние. Чтобы потребитель принял решение о путешествии, ему нужно четко понимать, зачем он поедет, поможет ли поездка укрепить здоровье, иммунитет, точно ли она безопасна, какие впечатления помогут справиться с теми отрицательными эмоциями, которые он получил за время карантина», - сказала Ольга Захарова.

При равной стоимости туристы будут выбирать понятные, безопасные предложения, и этим шансом могут воспользоваться туроператорские компании. Переупаковка внутренних маршрутов под новые требования позволят туркомпаниям повысить конкурентоспособность.

Шаг пятый: Создать у туристов эмоцию ожидания, предвкушения поездки

Мало создать хороший продукт, о нем должны узнать туристы. Предоставлять информацию нужно заранее, чтобы у людей появился повод мечтать о путешествии. Нужны быстрые и не очень затратные решения.

«Многие регионы говорят о секвестровании бюджетов на маркетинг в туризме. Это ожидаемая, но недальновидная мера. Во время карантина даже Китай не прекращал популяризацию туристических ресурсов на внутреннем рынке. Результат – восстановление внутритуристического потока почти на 50 %», - отметила Ольга Захарова.

Шаг шестой: Обеспечить коллаборацию для снижения стоимости путешествия

Снизить стоимость путешествия можно с помощью сбора всех услуг в единый туристический пакет - сформировать программу с льготными тарифами от отелей, минимальным ценником на экскурсии, возможностью бесплатного посещения государственных и региональных музеев, организацией питания в интересных, но недорогих местах.

«Регионы начинают задумываться об этом. На нашей-онлайн конференции Ярославль уже проанонсировал проект межрегиональной туристической карты гостя и обещал особенную бонусную программу для первых гостей Ярославля, которые приедут в город после карантина», - сообщила Ольга Захарова.

В числе основных вариантов оптимизации стоимости туристических продуктов - участие государства в субсидировании поездок (например, с помощью выпуска скидочных ваучеров) и туристические программы с минимальной ценой посещения объектов показа (музеев, национальных парков). Такие примеры уже есть в мировой практике. В Китае активно используют ваучеры, которые субсидируются частично государством, частично властями отдельных провинций, а частично туристическим бизнесом. Государственные объекты показа – национальные парки, музеи минимизировали стоимость входных билетов, а где-то сделали их бесплатными для туристов.

Шаг седьмой: Найти новые источники развития

В повестку развития туризма в России можно вовлечь разные отрасли. Путешествия могут стать частью бизнес-коммуникаций, образовательных процессов, мероприятий по продвижению здорового образа жизни и т.д.

«В рамках нашей инициативы по развитию детского туризма мы начали работу по интеграции путешествий с школьную программу. Уже сейчас мы формируем пилотные проекты по экспертизе туристических программ методистами-педагогами. Создание рекомендаций для школьников по путешествиям для изучения школьной программы станет важным шагом развития детского туризма», - сообщила Ольга Захарова.