Представители крупнейших университетов обсудили проблемы трудоустройства студентов и базовую модель центра карьеры вуза

Помочь выпускнику вуза сориентироваться на рынке труда, найти работу по специальности и начать выстраивать собственную карьерную траекторию. Таковы основные задачи университетских центров карьеры. Однако существующая модель работы таких центров теряет актуальность. Новую - обсуждали на круглом столе в рамках подготовки к форуму «Сильные идеи для нового времени» при участии представителей более 100 центров карьеры университетов.

«Наша задача для начала – нарисовать эскиз базовой модели центров карьеры, обсудить уже существующие гипотезы, озвучить проблемы и предложить идеи для доработки проекта модели, представленной на крауд-платформе АСИ Высшей школой экономики. Из чего должна складываться деятельность центра карьеры, как он должен быть интегрирован в работу всего университета и как измерять удовлетворенность его работой – вот, пожалуй, основные вопросы», - сказала замруководителя направления «Молодые профессионалы» АСИ Юлия Ханьжина, предваряя обсуждение.

«66% существующих профессий исчезнут в ближайшие 10-20 лет. 47% новых профессий появится на рынке труда в ближайшие 5-10 лет. Из-за пандемии коронавируса каждый пятый молодой человек в мире потерял работу. Вот те вызовы, с которыми сегодня столкнулись центры карьеры», - сказала проректор НИУ ВШЭ Валерия Касамара. По ее мнению, центры карьеры должны стать элементом экосистемы университетов, связующим звеном между рынком труда, академическим сообществом, рейтинговыми агентствами и партнерскими организациями. «Центр карьеры не равен бирже труда. Он должен заниматься карьерной навигацией, ориентированием студента, обучением поиску себя», - подчеркнула Касамара.

Участники обсуждения (руководители профильных подразделений и проректоры ведущих университетов страны) поделились своими идеями, опытом и озвучили существующие проблемы. Так, по словам директора центра карьеры технологического университета МИСиС Натальи Максимовой, на четырех сотрудников центра сегодня, в среднем, приходится 13,5 тыс. студентов и 2 тыс. выпускников. «То есть объем необходимых коммуникаций превышает ресурсы в несколько раз», - объяснила она. Максимова также отметила важность компетентостного подхода в работе по содействию трудоустройству и необходимость цифровизации коммуникаций и работы с данными.

О результатах исследований, проведенных Череповецким госуниверситетом совместно с платформой «Факультетус», рассказал начальник центра карьеры ЧГУ Михаил Колесов. «Мы проанализировали 1257 сайтов университетов, опросили 93 сотрудника центров карьеры и 934 студента. На всех сайтах нашлось только 422 центра карьеры или профильных разделов. Из них только 208 подавали признаки жизни: имели контактный номер телефона или страницу в соцсетях. И только половина опрошенных студентов указали, что знают о существовании центра карьеры в своем вузе как об органе по помощи в трудоустройстве», - рассказал Колесов.

В сложившихся условиях каждый вуз по-своему решает проблему трудоустройства выпускников. «При нашем центре каждый год работает порядка трехсот тим-лидеров, которые вовлекают ребят в поиск работы. И у них же, в силу молодости, отлично получается налаживать контакты с бизнесом, потенциальными работодателями. К сожалению, у нас нет ставок для волонтеров. Но даже запись в трудовой о таком опыте является большим подспорьем для получения работы в будущем», - привела пример Наталья Максимова. По ее словам, оптимальная модель центра карьеры должна учитывать несколько факторов. Во-первых, помощь в создании портфолио и резюме выпускника, во-вторых, в повышении понимания студентов его компетенций. И, наконец, налаживание долгосрочного сотрудничества с компаниями-работодателями, чтобы гарантировать подготовку студентов под запросы рынка труда.

Предлагаемая Валерией Касамарой базовая модель центров карьеры учитывает, как потребности студентов в работе, так и запросы региона в специалистах. Центры должны обладать своей цифровой платформой, выстраивать отношения со всеми участниками процесса трудоустройства, обучать студентов инструментам по созданию карьерной цели и траектории развития, а также прогнозировать изменения на рынке труда, чтобы формировать новые компетенции у студентов. Предполагаемым индикатором эффективности центра карьеры должен стать не только процент трудоустроенных выпускников, но и количество предложений о найме, полученных студентом за время обучения.

Важность учёта в базовой модели региональной и отраслевой специфики отметила и директор центра карьеры Новосибирского государственного исследовательского университета Светлана Довгаль. По ее мнению, деятельность центра должна быть цифровизирована и связана с учебными процессом, иметь четкий регламент и приоритет задач, а также включать постоянный мониторинг регионального рынка труда и запросов работодателей.

Опытом цифровизации процессов центров карьеры поделился модератор круглого стола Сергей Вищипанов, генеральный директор лидерского проекта АСИ компании-резидента фонда «Сколково» платформы «Факультетус». «Университеты начали к нам обращаться во время весеннего обострения ситуации с пандемией, когда отменялись ярмарки вакансий и было необходимо организовать онлайн-взаимодействие. На сегодняшний день к платформе «Факультетус» подключилось более 70 университетов», - сказал Вищипанов. «Консолидация и аналитика данных по работодателям, вакансиям, требованиям и самим студентам с внешних платформ, интеграция с сервисами и ATS, ведение карьерных траекторий, карты компетенций, в том числе, по базовой модели компетенций Университета 2035, – в этом концентрируется ключевая задача цифровизации центров как ассистивной системы для специалистов», - отметил он.

«Если мы хотим развивать молодежную повестку и услышать молодых ребят, которые ищут свою карьеру, то их нужно вовлекать в работу институтов развития и вовлекать в деятельность центров карьеры вузов», - подчеркнул руководитель Центра молодежных инициатив АСИ Александр Вайно

По итогам обсуждения участники приняли решение о продолжении работы над базовой моделью центров карьеры вузов с участием представителей министерства науки и высшего образования РФ.

Валерия Касамара также предложила всем желающим ознакомиться с проектом ВШЭ на крауд-платформе в направлении «Новая молодежная повестка» и оставить там свои комментарии и предложения:
https://idea.asi.ru/improject-56/ideas/2874

Идеи НИТУ МИСиС и платформы «Факультетус» в направлении «Новые компетенции»:
https://idea.asi.ru/improject-46/ideas/2278
https://idea.asi.ru/improject-46/ideas/15849