АСИ разработало предложения по поддержке креативных кластеров в России

Об этом гендиректор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева рассказала совещании рабочей группы по вопросам развития экосистемы творческого предпринимательства и сервисной экономики в России. Заседание прошло на Международном фестивале креативных индустрий в Ханты-Мансийске.

По словам Светланы Чупшевой, в мировой экономике темпы роста креативных индустрий составляют 15-20 % ежегодно.

«В нашей стране работают 748 тыс. организаций креативных индустрий, которые генерируют 3,2 % от суммарной выручки всех организаций. В креативных индустриях заняты почти 5 % от общего числа сотрудников предприятий, вклад в экономику городов - от 1 % до 18 % ВРП. Это те предпосылки, которые дают нам возможность создавать условия для развития кадрового потенциала, формирования необходимой инфраструктуры и поддержки креативных проектов», – сказала глава АСИ.

Центры творческих индустрий важно создавать не только в крупных городах, но и небольших населенных пунктах. «Это позволит творческим людям реализовывать свои проекты, амбиции на местах, не уезжать в поисках комфортной экосистемы», – заявила гендиректор Агентства.

В сентябре правительство России утвердило Концепцию развития творческих индустрий до 2030 года. Светлана Чупшева рассказала, что АСИ уже делает для поддержки креативных индустрий:

  • Форум «Сильные идеи для нового времени»

Агентство проводит мероприятие совместно с Фондом Росконгресс. Форум станет ежегодным, одна его из задач – поддержать новые предложения от предпринимателей по развитию творческих индустрий и малых городов.

  • Лаборатория по созданию креативных кластеров

Благодаря этой работе креативные пространства сформированы в 10 пилотных регионах на месте заброшенных заводов.

«Для нас – это возможность посмотреть, какая инфраструктура и меры поддержки нужны, какие изменения в нормативно-правовой базе необходимо внести, чтобы модели по созданию креативных кластеров были устойчивыми. Пакет таких предложений мы уже направили в Министерство экономического развития и отрабатываем эти вопросы с коллегами», – сказала Светлана Чупшева.

  • Акселератор креативных проектов

Агентство организует обучающую программу вместе с социальной платформой Фонда Росконгресс – Фондом Инносоциум. По словам главы АСИ, этот формат работы станет постоянным.

«Акселератор – это и образовательная программа, и центр компетенций, и площадка для сбора междисциплинарных команд на уровне городов, регионов и на федеральном уровне. Если мы говорим о креативных индустриях, то это не только творчество, создание какого-то продукта или услуги, но и вопросы промышленного производства, продюсирования, маркетинга, коллаборации с международными экспертами, которые видят тренды развития и помогут найти командам свою нишу на рынке», – сказала Светлана Чупшева.

  • Отдельное направление работы АСИ – программа по формированию стратегий развития малых городов. Эта работа будет связана в том числе с поддержкой креативных проектов жителей.

Светлана Чупшева добавила, что рабочая группа по развитию креативных индустрий должна стать методическим, экспертным центром, который будет способствовать формированию запросов на изменение законодательного регулирования и мер поддержки.

Руководитель этой рабочей группы, директор социальной платформы Фонда Росконгресс – Фонда Инносоциум Елена Маринина отметила, что рабочая группа внесет свои предложения в закон о креативных индустриях, который сейчас формируется.

«Необходимо создать методологию и критерии оценки креативных индустрий, определить текущие барьеры развития и способы их преодоления, наметить как финансовые, так и не финансовые меры поддержки проектов, составить перечень приоритетных направлений развития для регионов, сформировать международную экосистему для обмена опытом и практиками, собрать лучшие глобальные тренды и создать методики обучения креативных кадров», – добавила Елена Маринина.

Сейчас в вузах учатся 1,5 млн студентов по направлениям, связанным с креативными индустриями. Это около 40 % от всех студентов страны.

«При этом есть значительный разрыв в понимании технологии и современных методов в создании креативных продуктов между преподавательским составом и студентами. Есть острая необходимость привлечения преподавателей-практиков. Министерство высшего образования и науки уже завершило актуализацию образовательных стандартов в соответствии с профстандартами», – отметила замминистра науки и высшего образования России Елена Дружинина.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре подготовкой «творческих» кадров планируют заниматься на всех уровнях образования – в следующем году в регионе откроют «Школу креативных индустрий», рассказала губернатор Наталья Комарова. В школе будут готовить в том числе будущих режиссеров и художников.

Участники совещания отметили, что Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - первый из регионов, в котором появился закон о креативных индустриях. Инициатива позволила консолидировать усилия общественности, представителей креативного бизнес-сообщества и органов местного самоуправления по формированию экосистемы поддержки и развития креативных индустрий, ключевыми звеньями которой сегодня выступают арт-резиденции в Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Нягани и Сургуте.

По результатам заседания рабочей группы в числе приоритетных задач назвали создание банка данных креативных проектов для учета лучших практик во всех отраслях креативных индустрий, обеспечение доступа предпринимателям, НКО и представителям региональных управленческих команд к единому сервису по предложению, поиску и подбору практик, к рекомендациям экспертов для распространения успешного опыта.

В итоговой резолюции рабочей группы также отметили необходимость объединения инноваций и традиций в качестве единой концепции развития креативного предпринимательства на территориях традиционного природопользования. Особый акцент сделан на то, что решение задач по возрождению национальных традиций коренных народов Севера, сохранению исторического наследия региона, поддержки интеграции в общественную жизнь людей с ограниченными возможностями, возрождения локальной идентичности в молодом поколении неразрывно связано с экономическим ростом и развитием креативных индустрий региона.