Эксперты АСИ оценили возможности промтуризма в Амурской области

В регионе сегодня реализуются масштабные инфраструктурные проекты России. Помимо космодрома Восточный, здесь строится один из крупнейших в мире заводов по переработке природного газа, находится крупнейшая дальневосточная ГЭС. Эти предприятия и ряд других производств вошли во Всероссийский акселератор по промышленному туризму, который проводит Агентство стратегических инициатив (АСИ) при поддержке Минпромторга. Во время инспекционного тура в Амурскую область эксперты Агентства оценили готовность предприятий к приему туристов.

Всего в акселератор включились 10 производственных площадок области – это крупные предприятия и объекты малого бизнеса.

«Для Амурского региона промышленный туризм – это не разовая акция и не отдельная имиджевая история. Мы сейчас занимается разработкой стратегии социально-экономического развития региона до 2035 года и рассчитываем, что данный блок станет одним из ключевых направлений в туризме. Развитие промтуризма выгодно и области с точки зрения ее позиционирования, и конкретным промышленным компаниям. Мы сейчас на этапе становления этого направления, очень много предложений, идей, которые будем реализовывать в том числе при поддержке Агентства стратегических инициатив», – сказал губернатор Амурской области Василий Орлов на встрече с представителями АСИ.

По словам директора инициатив по развитию туризма, экологии и климату АСИ Ольги Захаровой, у региона есть все возможности стать одним из флагманов промтуризма в России при условии эффективного взаимодействия всех участников процесса: региональной администрации, предприятий, туроператоров и экспертов. Акселератор направлен в том числе на решение этой задачи.

«Все пилотные предприятия, участники Акселератора – настоящие исследователи, первооткрыватели нового направления в туризме. От того, как вы сейчас представите, покажете предприятия, будет зависеть, сформируется ли у россиян доверие к российским производителям, заинтересуется ли молодежь новыми промышленными технологиями, захотят ли туристы узнавать про историю предприятий и современные производственные процессы. Сегодня важно рассказывать не только о предприятиях, но прежде всего от тех, кто на них работает. О людях, которые реализуют масштабные проекты, грандиозные производства или создают уникальный бизнес», – заявила Ольга Захарова.

Одним из основных треков Акселератора является формирование такого экскурсионного продукта, который позволит максимально ярко, доступно и интересно рассказать о производстве, технологиях и сотрудниках предприятий. Именно с этой точки зрения участникам из Амурской области эксперты рекомендовали переформатировать контент экскурсий, отметила методолог акселератора Наталья Кисельникова. Сейчас экскурсоводами, как правило, выступают сотрудники предприятий, которые рассказывают только об особенностях производственного процесса. Неподготовленным туристам это зачастую непонятно и недостаточно интересно.

Эксперты по результатам посещений предприятий подготовили рекомендации по развитию промтуризма на каждой площадке.

  • Космодром «Восточный». Сейчас экскурсия включает посещение стартового стола (место запуска ракеты) и технического блока, где ракету собирают из нескольких составных частей. По мнению экспертов, здесь возможно создавать интерактивные экскурсии, делать акцент не только на технических характеристиках оборудования, но и рассказывать о традициях космонавтов, роли российских регионов в освоении космоса, объяснять, почему именно Амурскую область выбрали площадкой для строительства первого в России гражданского космодрома.

  • Представителям ГЭС также необходимо уделить внимание развитию тематических экскурсий. Сейчас туристические маршруты включают посещение Нижне-Бурейской гидроэлектростанции (самой «молодой» в России) и Бурейской ГЭС.

  • Завод по переработке газа «Амурский ГХК». Основная задача развития промтуризма здесь – развеять многие мифы о негативном воздействии предприятия на среду, открыто показав производственные процессы. При проектировании завода предусмотрена смотровая площадка для туристов. Эксперты АСИ рекомендовали по возможности проводить экскурсии уже во время строительства, объясняя, чем может быть полезна работа предприятия в повседневной жизни людей.

  • Соя АНК. Предприятие специализируется на производстве растительных масел из сои – главной агрокультуры Амурской области. Сейчас завод ориентирован на деловых туристов, организация более массовых экскурсий позволит повысить узнаваемость бренда и лояльность покупателей.

  • Фабрика по производству меда и конфет «Тайга Органика». Предприятие относится к сектору малого бизнеса, и развитие туризма может быть выгодно еще и с экономической точки зрения. На фабрике планируют устраивать мастер-классы, экскурсии для детей.

«Промышленный туризм Амурской области интересен своей разноплановостью – здесь возможно создавать для туристов такие программы, в которых будут сочетаться знакомство с амбициозными, масштабными промплощадками мирового уровня, возможность побывать на тех предприятиях, о которых большинство туристов только мечтали, и посещение самобытных, ярких предпринимательских проектов. Сформированный из таких объектов продукт не только привлечет туристов, но и будет способствовать продвижению амурских производителей, привлечению в регион специалистов», – сказала руководитель программы центра инициатив по развитию туризма, экологии и климату АСИ Ольга Шандуренко.