Перфомансы и виртуальная реальность: предприятия поделились лучшими практиками организации промышленных экскурсий

Фото: Юлия Абзалтдинова

Презентация опыта состоялась в Калуге на итоговом мероприятии акселератора Агентства стратегических инициатив (АСИ) по развитию промышленного туризма. Лучшими практиками по организации экскурсий на производства поделились 36 предприятий-победителей акселератора из 19 регионов, в том числе Архангельская, Кемеровская, Нижегородская, Самарская и Свердловская области, Москва и Севастополь.

«Логика акселератора заключалась в том, чтобы регионы-участники не конкурировали между собой, а начали обьединяться и работать совместно, включая предприятия не только в региональные, но и в межрегиональные маршруты. Теперь, после подведения итогов, самая важная задача — это внедрение созданных решений. Те команды, которые сегодня стали победителями в различных номинациях, без сомнения, могут выступать менторами для других регионов, муниципалитетов, используя обучающие вебинары и методологию АСИ, которая за это время показала свою эффективность», — сказала директор инициатив по туризму, экологии и климату АСИ Ольга Захарова.

В целом акселератор помог сформировать яркие креативные решения, формирующие новый взгляд на российскую промышленность: от аудиоэкскурсий и детских площадок на предприятиях до полноценных индустриальных парков и музеев под открытым небом.

Одним из успешных кейсов по открытости предприятий признали подход подмосковного завода энергетического машиностроения «Энергомаш (Чехов) – ЧЗЭМ». Эксперты акселератора АСИ назвали эту практику лучшей по интеграции искусства в промышленность. Предприятие организовывает на территории цехов site-specific спектакли, где актеры — заводчане.

«Это грандиозное шоу на заводе, выпускающем запорную арматуру для АЭС и ТЭС, где 3 га территорий превратили в сценическую площадку. Мы показывали спектакль режиссера Юрия Квятковского «Мистерия Высокого Давления». Название стало органичным отражением всей концепции перформанса. Мистерия — это мир служений, таинств и посвящений. Еще в эпоху Средневековья мистерии были делом ремесленных гильдий и цехов. Попытка отразить действительность настоящего — это и есть посвящение в «Мистерию Высокого Давления», созданную совместно с трудовым коллективом «Энергомаша». Первый раз постановку посетили 300 человек, затем 600. В этом году нашему заводу 80 лет, и осенью мы готовы пригласить гостей на новую постановку», — отметила директор по развитию «Национальной резервной корпорации» предприятия Арина Лабикова.  

По словам председателя комитета по туризму Мурманской области Александра Елисеева, бизнес и власти должны работать слаженно и вырабатывать единые тематические концепции для туристических маршрутов, в том числе соблюдая их ежегодное чередование. Еще один его тезис связан с содержательной частью экскурсий: чтобы туристам было действительно интересно, надо показывать душу предприятий – людей, глазами которых демонстрировать суть промышленного объекта. Для этого в области запустили внутренний конкурс на предприятиях по поиску героев.

Мария Пушкарская, руководитель центра компетенций по развитию промышленного туризма на базе ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» Челябинской области (победитель в номинации «Лучшая площадка для обмена опытом по промтуризму»), сделала акцент на безопасности маршрутов и внедрению виртуальных экскурсий.

«У нас есть «Маршрут Победы», который посвящен уникальному оборудованию, произведенному в 1913 году и привезенному в годы ВОВ к нам на комбинат. Оно до сих пор работает. Увидеть его можно благодаря созданной виртуальной экскурсии. Такие же виртуальные экскурсии проводим по таким опасным производствам, как горно-обогатительные объекты», — отметила Мария Пушкарская.

DSC_0100.JPG

Тему безопасности продолжил представитель АО «Михайловский горно-обогатительный комбинат им. А. В. Варичева» Курской области, победившего в номинации «Драйвер развития территории». Он поделился опытом создания видео с инструктажем по безопасности для отдельных целевых аудиторий: к примеру, на ГОКе специально для детей создали инструкции в формате мультфильма.

Еще один нюанс развития промышленного туризма – сувенирная продукция. По словам экспертов, она должна быть практичная, запоминающаяся и аутентичная, ее продажа обязательно должна идти на туристическом объекте.

Представители бизнеса также отметили, что хорошей практикой можно называть правильную мотивацию для всех участников процесса и грамотную информационную кампанию, которую надо прорабатывать с местными туроператорами, профильными изданиями и министерствами.