В АСИ представили лучшие практики Московской области по поддержке малого бизнеса

Команды платформа Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Смартека» организовала презентацию лучших практик Московской области по поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП). Это комплексная помощь по жизненным ситуациям: открытие розничного магазина, кафе и медицинской клиники, перевод всех госуслуг в полностью электронный формат, субсидирование затрат МСП и самозанятых при выходе на маркетплейсы. Программы вошли в список практик, рекомендованных федеральными органами исполнительной власти и комиссиями Госсовета для распространения в регионах.

«Все меры поддержки, которые сегодня действуют в Московской области, основаны на том, что нужно бизнесу, что его волнует. Прежде всего это избыточная отчетность, различные регуляторные требования, недоступность финансовых ресурсов. Было очевидно, что пока мы не переведем «в цифру» значительную часть процессов, не пропишем четкие алгоритмы и правила получения субсидий, проблемы, в том числе человеческого фактора, не решатся», – сказала начальник управления поддержки МСП министерства инвестиций и инноваций Московской области Людмила Лисятникова.

В первую очередь, в регионе создали единый инвестиционный портал Московской области, на котором отражены меры поддержки и сервисы для бизнеса, независимо от направления деятельности. Все услуги – от подачи заявления на субсидию до подписания соглашения и предоставления отчетности – представители МСП могут получить в электронном виде, дополнительных бумажных документов или личного присутствия не требуется.

«Вся процедура очень прозрачная. Каждый шаг предпринимателя прописан. Он знает, когда у нас начинается прием заявок на субсидии, какие документы нужно подать, как должен выглядеть документ, какие поля следует заполнить. Дальше предприниматель видит статус своей заявки, знает, когда у нас проходит заседание конкурсной комиссии и по каким критериям его заявку оценивают», – добавила Людмила Лисятникова.

На портале есть калькулятор баллов, пояснила спикер. Предприниматель вносит целевые данные, например, значение по средней заработной плате, налогам, выручке и понимает, сколько баллов набирает. Таким образом, в протоколе конкурсной комиссии он всегда может проверить, правильно ли подсчитан его результат.

Кроме того, с прошлого года в Московской области стали оказывать бизнесу комплексные услуги. Как показал анализ, при открытии магазина розничной торговли, кафе или медицинской клиники чаще всего подают заявки на три услуги: установку рекламных конструкций, установку средств размещения информации, лицензирование деятельности.

«В соответствии с этим спросом ввели тип комплексной услуги, которая подразумевает подачу единого заявления на несколько услуг одновременно. На инвестпортале необходимо выбрать подходящую жизненную ситуацию, ответить на вопросы экспертной системы, затем в электронной форме заявления отобразятся поля для получения необходимых услуг», – сказала Людмила Лисятникова.

В результате в 2021 году рост количества новых магазинов составил 62%, новых кафе – 49%.

Еще одна новая мера поддержки МСП – субсидирование затрат предпринимателей и самозанятых при выходе на маркетплейсы, в том числе OZON, Wildberries, Яндекс.Маркет. Бизнесу компенсируют не более 50% затрат на оплату комиссии маркетплейсам за услуги, связанные с реализацией товаров собственного производства или представлением продуктов питания и напитков, а также на рекламу на торговых онлайн-площадках.