Участники форума «Путешествуй» обсудили задачи по развитию туризма до 2030 года

Фото: Фонд Росконгресс

На российском туристическом форуме «Путешествуй!», прошедшем в Москве при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ), рассмотрели ключевые задачи по развитию внутреннего туризма. Среди них – актуализация мер господдержки на основе обратной связи от предпринимателей, популяризация эффективных бизнес-моделей по созданию объектов инфраструктуры и турпродуктов.

По словам замминистра экономического развития России Дмитрия Вахрукова, внутренний туризм сегодня демонстрирует хорошие показатели «не только в традиционных локациях» – на Кубани или в Ставропольском крае. В прошлом году рост отрасли составил порядка 6 %. Переориентация выездного туризма на внутренний связана как с «объективными причинами ограничений, так и благодаря развитию туристической инфраструктуры».

«В первые четыре месяца 2023 года Росстат зафиксировал рост размещений в гостиницах на 17 %. Рост обязательно должен быть поддержан развитием инфраструктуры. Мы упираемся в дефицит номерного фонда. Поэтому планируем продолжить программу льготного кредитования гостиниц. Строительство номерного фонда точно будет в фокусе нашей поддержки. Стоят вопросы развития так называемой тяжёлой инфраструктуры – горнолыжных курортов, пляжей», – сказал Дмитрий Вахруков на пленарной сессии «Туризм как фактор регионального развития. Планы и новые решения».

Директор дивизиона «Городская экономика» (АСИ) Ольга Захарова отметила, что для дальнейшего развития отрасли необходимо создавать условия ее «экономической самостоятельности», то есть меры поддержки должны стимулировать бизнес на развитие, а не «на одномоментное обогащение».

Этому будут способствовать, по мнению Захаровой, актуализация мер господдержки на основе обратной связи от предпринимателей, популяризация эффективных бизнес-моделей по созданию объектов инфраструктуры и турпродуктов, открытость и доступность аналитических данных, а также синхронизация мероприятий нацпроекта «Туризм» с федеральными программами других ведомств.

«Переход от показателей удовлетворенности к формированию модели роста клиентского восторга – это общий вызов и для регионов, и для бизнеса. Социально-экономическое развитие внутреннего туризма и эффективность реализации программ измеряется как финансовыми, так и другими показателями: приверженностью родному региону и узнаваемостью региональных брендов», – отметила Ольга Захарова.

Кроме того, необходимо активно развивать или переформатировать отдельные виды туризма, в частности, экологический и детский, считают в АСИ. На форуме Агентство провело две сессии по этим темам: «Туристические тропы России: вопреки, а не благодаря» и «Классная страна: путешествия классом – инструмент образовательного процесса за пределами школьных стен».

В сессии, посвященной школьным путешествиям, приняли участие представители туристической отрасли и сферы образования. Эксперты обсудили новую модель детского и молодежного образовательного туризма как эффективного инструмента для продолжения образовательной программы за пределами школы. «Созданный нами продукт включает и навигатор для детей, родителей и педагогов, и занятия по развитию мягких навыков, и деловые игры, и интерактивные занятия», – сказала руководитель программы «Классная страна» дивизиона «Городская экономика» АСИ Анастасия Цыбулевская.

Туристический форум «Путешествуй» организован Фондом Росконгресс при поддержке Минэкономразвития России, АНО «Национальные приоритеты», Агентства стратегических инициатив и др. За четыре дня деловую программу и фестивальную площадку посетили свыше 50 тыс. участников. В этом году участие в форуме приняли все 8 федеральных округов, на выставочной экспозиции свой туристический потенциал представили 40 регионов.