В создании маршрутов участвовали более 70 человек – воспитатели, педагоги, дефектологи, психологи, туроператоры, дети и их родители. В основе проектов – методология всероссийской программы АСИ «Классная страна». В отличии от традиционных образовательных путешествий, они рассчитаны не на класс, а на семью. Первые результаты представили на форуме «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка» в Сургуте.
«Все семь разработанных программ включают пять обязательных составляющих: образование, воспитание, патриотизм, профессиональная ориентация и проектно-исследовательская деятельность. Мы двигались по уже апробированной в прошлом году методологии «Классной страны», но понимали, что при подготовке маршрутов для ребят с особенностями нужно привлекать дополнительные ресурсы», – сказала руководитель программы дивизиона «Городская экономика» АСИ Анастасия Цыбулевская. Об этом она заявила на деловом клубе заместителей глав регионов, прошедшем во время форума.
Помимо специальной навигации и оценки доступности инфраструктуры, важно учитывать наличие на маршруте отдельных инклюзивных мастерских, сенсорных комнат, систем визуального, звукового и тактильного ориентирования. Отдельное внимание нужно уделять психологической безопасности ребенка в путешествии, привлекать тьюторов, ассистентов, предусмотреть сурдо- и тифлоперевод, отметила Анастасия Цыбулевская.
Одно из разработанных на форуме образовательных путешествий «Ожившие сказки Севера» рассчитан на семьи с детьми с задержкой психологического развития и тяжелыми нарушениями речи. Он включает обзорные интерактивные экскурсии по ХМАО в формате квеста, посещение музеев и мастер-классы, адаптированные под потребности детей. Все программы путешествий подойдут и для семей с обычными детьми.
«Я уверена, что сформированные участниками спецтрека «Классной страны» предложения по развитию инклюзивного туризма позволят семьям с детьми с особенными потребностями не просто путешествовать, а чувствовать себя мобильными и более самостоятельными. Совместная работа представителей образования и туризма, безусловно, будет способствовать их дальнейшей самореализации и гармоничной адаптации к будущей взрослой жизни», – сказала директор дивизиона «Городская экономика» АСИ Ольга Захарова.
Предложения в части инклюзивного образования и туризма:
Обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход.
Разработать учебно-методические комплексы, пособия по развитию инклюзивного туризма, в том числе инклюзивного образовательного туризма.
Разработать методические рекомендации по организации инклюзивного туристического обслуживания и созданию адаптированных туристических, экскурсионных и образовательных программ путешествий для детей и молодежи с учетом потребностей различных нозологий, в том числе с РАС, ЗПР и др.
Провести комплексную работу по оценке доступности объектов сферы туризма для лиц с ограниченными возможностями, разработать паспорта доступности и маркировку объектов индустрии гостеприимства на предмет наличия доступности и сформировать единую базу данных по субъектам Российской Федерации.
Повысить доступность сайтов государственных органов власти для всех категорий пользователей с инвалидностью (голосовые помощники, чат боты и др).
Также участники форума предложили создавать «Школы особенного родителя», которые помогут повысить инклюзивную грамотность в вопросах образования и туризма, развивать институт социальных волонтеров и разработать специальные курсы в области инклюзивного образования и туризма. Кроме того, важно создать стажировочные площадки для испытания инклюзивных туристических практик и обмена опытом.
На клубе выступили представители Нижегородской, Владимирской областей, ЛНР, ХМАО и Якутии. Они рассказали, как особенные дети учатся в этих регионах.
Например, в ЛНР в 2023 году более 30% детей с ОВЗ могли посещать дополнительные занятия в домах творчества, музыкальных, художественных и спортивных школах, в школьных кружках и клубах. Об этом сообщила зампред правительства региона Светлана Малахова. Количество особенных детей, обучающихся в школах, в 2023 году выросло в два раза, что превышает показатели 2021-2022 годов. Больше 40 образовательных организаций обучают более 1,7 тыс. детей-инвалидов и свыше 3,7 тыс. ребят с ОВЗ.
Во Владимирской области инклюзивные программы внедрят почти 70% школ: в более чем 1 тыс. классов обучаются почти 2 тыс. детей с ОВЗ. Также 60% особенных учеников ходят на дополнительные занятия, а в колледжах и техникумах учатся более 70 студентов с ОВЗ.
Замглавы ХМАО Елена Шумакова рассказала о практике сопровождаемого проживания инвалидов. Тренировочные квартиры в регионе создаются в многоквартирных домах и в частном секторе. В прошлом году практику прошли больше 50 детей и молодых инвалидов, также более 40 людей с ментальными нарушениями и нарушениями опорно-двигательного аппарата обучались на дому.
В Якутии внедряется проект Ленинградской области «Мультицентр», задача которого – научить взрослых с ОВЗ базовым навыкам и доступным им профессиям, а также сопроводить после трудоустройства. АСИ поддерживает «Мультицентр», проект включен в региональный социальный стандарт Агентства.