В Омске проходит финал обучающей программы Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Открытая промышленность». 35 регионов и 35 предприятий представляют экспертам свои промышленно-туристские маршруты и проекты промышленных кластеров. Организаторы мероприятия – АСИ, Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России, Институт экономики знаний, правительство Омской области при поддержке Минпромторга России.
«Сегодня мы можем говорить о том, что промышленный туризм стал эффективным и популярным инструментом, который помогает молодежи выбирать профессию, знакомит с отечественной продукцией, с нашими брендами. Проект «Открытая промышленность» реализуется уже третий год, в нем участвует в общей сложности около 1 тыс. предприятий из более чем 70 регионов», – сказал заместитель директора департамента региональной промышленной политики Минпромторга России Дмитрий Королев.
Участников обучающей программы 2023-2024 годов в финале разделили на несколько тематических групп. Десять субъектов – Бурятия, Мурманская область, Красноярский край, Москва, Башкирия, Свердловская, Саратовская, Кемеровская, Владимирская, Ярославская области – представили маршруты в направлении «Креативные, творческие и культурные проекты и инициативы в промтуризме». Например, Мурманская область презентовала проект по превращению одной из старейших шахт региона Каула-Котсельваара в интерактивный музей горного дела и цветной металлургии. Деятельность шахты остановлена в 2023 году, сейчас она консервируется, затем войдет в туристический кластер в Печенгском округе. Помимо шахты Каула-Котсельваара, в индустриальную составляющую кластера планируют включить Кольскую сверхглубокую скважину и остановленный плавцех в поселке Никель.
В треке «IT-проекты, экопроекты, стратегии, обмен опытом и бизнес-решения в промтуризме» представлены проекты Ставропольского края, Оренбургской, Ивановской, Челябинской, Тамбовской, Московской, Нижегородской областей, Алтайского, Приморского краев. В частности, Ставропольский край делает ставку на зеленую энергетику. Среди задач промышленного туризма– показать, что несмотря на активное развитие различных производств, Старополье остается одним из самых зеленых регионов страны. Туристам показывают крупнейшую действующую ветроэлектростанцию России – Кочубеевскую ВЭС: как она устроена, как спроектирован ветропарк, каким образом вырабатывается электроэнергия, и как позже она поступает в общую энергосеть России.
По треку «Профориентационные программы и проекты» проекты представили Самарская, Рязанская, Томская, Иркутская, Орловская области, Пермский, Алтайский края, Санкт-Петербург и Крым. Так, Самарская область презентовала проект «Промышленный навигатор», в который хотят вовлечь около 50 предприятий и 80 тыс. учеников 7-11 классов. Школьники с сентября по май будут посещать промпроизводства, делать видеоролики и получать за это призы.
В тематическом направлении «Индустриальные и научно-популярные маршруты» – Липецкая, Новосибирская, Белгородская, Брянская, Ульяновская, Курская, Херсонская области, Карелия и Татарстан. Курская область, которая ежегодно проводит собственный форум по развитию промышленного туризма, предложила в этом году посвятить его развитию профессии «экскурсовод». На площадке специалисты смогут обменяться опытом, рассказать об инновационных продуктах, поделиться методическими приемами разработки и проведения промышленных экскурсий, презентовать лучшие маршруты.
«Самое ценное для в меня в «Открытой промышленности» – выход регионов за рамки предложенной нами методологии. Многие территории прорабатывают создание центров компетенций, визит-центров, музеев, проводят фестивали. Когда мы задумывали этот проект, точно не ожидали, что он до такой степени будет развиваться. Мы видим, как команды регионов объединяются, появляются межрегиональные маршруты. И очень важно, что, несмотря на высокую конкуренцию в бизнесе, у участников отсутствует конкуренция идеологическая – все мы за то, чтобы предприятия становились открытыми, чтобы мы могли гордиться людьми, которые работают в промышленности, заводами, своими регионами», – сказал автор идеи по развитию в России промышленного туризма, гендиректор ООО «Майс Маркет» Сергей Рыжов.