Агентство стратегических инициатив (АСИ) разрабатывает Целевую модель развития гастроиндустрии. Она объединит лучшие региональные практики, сформированные в рамках программы «ПроЕДУ по России!». В основу модели лягут данные гастрономических паспортов и карт, отражающих наследие и потенциал российских регионов.
Дискуссия по формированию Целевой модели развития гастроиндустрии прошла на выставке индустрии гостеприимства «ПИР-ЭКСПО», в ходе которой 11 из 13 пилотных регионов презентовали свои лучшие практики гастрономического направления, в частности:
Крым представил проект по продвижению локальных продуктов –зонтичный бренд «Крымские самости», объединяющий аутентичные блюда и гастрономические особенности региона;
Белгородская область делает гастрономию доступной для всех, развивая культуру уличной еды с местным колоритом: блюда готовят прямо в фудтраках;
в Сахалинской области студентов активно вовлекают в практическую и событийную деятельность, а также в исследование традиционных рецептов острова. В школах региона также проходят «Уроки вкуса» – занятия, знакомящие детей с поварскими профессиям и культурой гастрономии.
Участники обсудили стратегическое видение развития гастроиндустрии, подчеркнув потенциал региональной кухни как стимула туризма и экономики.
В настоящее время формируются группы показателей, которые станут основой Целевой модели развития гастроиндустрии. Она разрабатывается в целях оказания методической поддержки субъектам и муниципальным образованиям для достижения национальных целей развития. Модель включит в себя ключевые блоки, определяющие устойчивое развитие отрасли: инфраструктуру, туризм, продукт, образование, продвижение и маркетинг. АСИ планирует представить ее в конце 2025 года. Доступ к модели, система оценок и инструменты анализа будут открыты для всех.
Как заявила директор проектов дивизиона «Городская экономика» Ольга Шандуренко, опыт пилотных регионов показывает, что гастрономия – это не только про культуру вкуса, она оказывает влияние на экономику, занятость, развитие предпринимательства и формирование сильной идентичности территорий.
«Мы видим, что регионы уже обладают сильным потенциалом в гастроиндустрии. Целевая модель учитывает этот опыт и позволяет управлять развитием системно: понимать текущую позицию, выбирать эффективные решения и прогнозировать результаты. Это даёт регионам новый уровень устойчивости и конкурентоспособности», – отметила она.
27 октября в рамках федеральной программы АСИ «ПроЕДУ по России!» в Москве состоялось мероприятие «Код регионов», организованное совместно со Школой Новикова при поддержке «Авторадио». Пилотные регионы продемонстрировали свои гастрономические специалитеты – от аутентичных рецептов до современных кулинарных интерпретаций. Каждый субъект был представлен командой, в которую вошли шеф-повар и представитель администрации региона.
АСИ последовательно создает инструменты для развития гастроиндустрии, которая влияет на качество жизни и туристическую привлекательность регионов. В начале года был внедрен гастрономический паспорт региона. Этот инструмент впервые позволил увидеть отрасль целостно, собрать всю ключевую информацию в одном документе, обозначить сильные стороны территорий и определить направления усиления. Следующим шагом стала разработка Целевой модели развития гастроиндустрии. Это навигатор, который помогает регионам выстраивать развитие отрасли в единой логике, опираясь на международный опыт, аналитику гастропаспортов, практику пилотных регионов и экспертизу специалистов. Модель систематизирует работу по развитию локального продукта и брендов, гастрономического туризма, инфраструктуры и среды, образования и кадров, продвижения и устойчивости экосистемы.