С самого раннего возраста программа формирует базовые финансовые навыки и социальную ответственность с помощью простой методики «умной копилки». Национальный центр финансовой грамотности (АНО «НЦФГ») реализует занятия в детских садах, образовательных организациях, детских лагерях и на площадках разных форумов. Проект охватил уже 2 тысячи детей от 4х до 15 лет. С 2025 года программа на поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ).
В основе программы лежат три принципа: накопление, разумное потребление и благотворительность. Ребенок учится распределять карманные деньги с помощью специальной копилки, разделенной на три секции:
• Коплю — для накоплений на крупную цель (велосипед, конструктор). • Трачу — на небольшие текущие расходы (мороженое, журнал). • Помогаю— для пожертвований на благотворительность, формируя привычку заботиться о других.
В подростковом возрасте добавляется секция «Инвестирую» - когда дети начинают не просто копить на конкретную цель, но и думать о создании капитала на будущее. Также по мере взросления детей усложняются инструменты для формирования финансовых привычек: если в 4-10 лет это физические «умные копилки», то в дальнейшем уже накопительные счета, с 14 лет – можно инвестировать при согласии родителей.
«Основой методики стали ключевые психологические установки, необходимые для формирования сберегательного поведения, а также особенности возрастного финансового развития детей. «Коплю-Трачу-Помогаю» - это социальный проект, который популяризует развитие финансовых навыков и благотворительности с юных лет», — отметила Анна Деньгина лидер проекта, руководитель НЦФГ.
Анна Деньгина пояснила, что их методология учитывает четкие возрастные периоды:
• 4-6 лет: закладывается фундамент, дети начинают понимать базовые экономические концепции, у них появляются первые наличные деньги.
• 5-7 лет: начинают формироваться финансовые привычки и основы финансовой культуры
• 8-10 лет: появляются первые навыки управления личным бюджетом, дети начинают активно пользоваться картами.
• 11-13 лет: активно формируется экономическое мышление, начинают лучше планировать и ставить цели на будущее
• 14+ лет: получают навыки финансовой самостоятельности
Пройдя лидерский отбор АСИ в 2025 году, проект получил доработку и возможности масштабирования: совместно с экспертами Агентства в нем усилили благотворительную составляющую. Это позволило сфокусировать в методику развитие не только финансовой грамотности, но и социальной позиции, эмпатии, щедрости, а также понимания своей роли в обществе.
«Поддержка АСИ позволила доработать содержательную часть и наполнить её важной социальной составляющей. Особенно важна роль работодателей и финансовых организаций, которые могут стать партнерами в тиражировании проекта, помогая своим сотрудникам воспитывать финансово грамотное и социально ответственное поколение», - отметила Анна Деньгина.
В конце октября у проекта появился сайт, и теперь бесплатными методическими материалами могут воспользоваться все желающие: педагоги, родители, а также работодатели — для развития корпоративной культуры поддержки сотрудников с детьми.
Справочно:
Национальный центром финансовой грамотности (АНО «НЦФГ») с 2005 года занимается разработкой и внедрением программ и проектов в области финансовой грамотности и культуры для всех категорий населения России. Среди инициативцентра – Всероссийская неделях финансовой грамотности, Неделя сбережений, а также программы по финансовой грамотности на рабочих местах, финансовая грамотность для женщин, программа финансового воспитания для детей и родителей. Участие в мероприятиях НЦФГ приняли более 30 миллионов человек по всей России. Центр сотрудничает с НИФИ Минфина, АРФГ, Банком России, работодателями, которые заботятся о финансовом благополучии своих сотрудников и другими участниками сферы финансового просвещения.