Поиск /Регистрация

Дата-центричные решения в госсекторе способны повысить качество социальных услуг

8 Июня 2019
Фото: Александра Шилова | Пресс-служба АСИ

Алгоритмы сбора и обработки больших потоков данных могут решить социальные проблемы регионов. При этом высокий уровень информационной открытости не должен нарушать персональные (интимные) границы. К таким выводам пришли участники сессии «Данные на службе государства и общества: траектории будущего», которая состоялась 8 июня на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ 2019).

«70% людей в стране не удовлетворены качеством оказания социальных услуг. Поэтому для нас это новая возможность по оказанию помощи, когда человек будет получать помощь качественно и своевременно, благодаря межведомственному взаимодействию и обмену информации на основе больших данных», - сказала генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева.

Алгоритмы работы с большими данными позволят региональным и федеральным органам власти выстроить модель, при которой помощь нуждающимся в социальных услугах приходит адресно и без проволочек.

«Большие данные и обмен информацией внутри одной системы позволяют просто кратно сокращать сроки и оказывать абсолютно нового качества услугу», - добавила глава АСИ.

Некоторые регионы уже приступили к преодолению социальных проблем с помощью цифровых решений.

«Мы хотим, чтобы дата-центричные решения более серьезно использовались в государственном секторе, - заявил глава Республика Саха (Якутия) Айсен Николаев. - В конкурсе цифровых решений АСИ у нас были важные проекты, которые связаны со спецификой региона: с нашей большой разбросанностью, удаленностью населенных пунктов друг от друга и необходимостью предоставлять населению медицинскую помощь. Чтобы оптимально обеспечивать людей лекарствами, медицинскими услугами, провести анализ географии доступности медицинских услуг. Такие решения предложили. Я считаю, что это будет очень важно».

Якутия также делает ставку на модернизацию системы государственного управления.

«В нашем регионе мы уже ввели позиции региональных управленцев на основе больших данных (CDO – Chief data officer), у нас есть Сhief information officer (CIO)– по информационным технологиям и руководитель по трансформации процессов – CDTO, ответственный за цифровую трансформацию всего региона. Нам деваться некуда, мы должны этим заниматься. Таким регионам, как мы, цифровизация, использование управления базами данных, внедрение искусственного интеллекта в госуправлении, муниципальном управлении позволяет выигрывать даже больше, чем густонаселенным регионам», - отметил Айсен Николаев.

По словам специального представителя президента России по технологическому развитию, директора направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрия Пескова, текущая инфраструктура не приспособлена к обработке больших объемов данных.

«Данные, которыми мы сегодня пользуемся, - это в основном те, которые научились накапливать банки, телекомы, поисковики и иногда государственные органы. Потому что эти данные у них исторически были, у них есть легкий доступ к клиентам. И почему бы с ними не поработать. Но это крошечный процент, сильно меньше 1% от тех данных, которые нам доступны. Сегодняшняя инфраструктура – ни организационная, ни технологическая, ни физическая – в принципе не способна обрабатывать и накапливать данные, которые расположены вокруг нас. Человек в течение дня может генерить десятки терабайт сырых данных, как он выглядит, какая у него походка, какие решения он принимает. Но когда речь заходит о том, чтобы собирать сырые данные, оказывается, что современная инфраструктура на это не способна», - заявил Дмитрий Песков.

Еще одна проблема - отсутствие четких границ, защищающих от вторжения искусственного интеллекта в частную жизнь.

«Существуют прорехи в законодательстве, когда нет определения, что такое данные – большие данные, открытые данные, и как деперсонифицировать данные, чтобы убирать личную, персональную информацию о человеке. А где границы – какие данные мы можем собирать, а какие, по этическим соображениям, нельзя. Где граница, когда алгоритму и искусственному интеллекту мы можем передавать решения каких-то задач, а где это только человек может сделать», - подчеркнула Светлана Чупшева.
Текст: Наталья Макаркина | Редакция сайта АСИ

Фото

Вверх