Будет ли конкуренция в сфере авиаперевозок? Дискуссия в АСИ

В пятницу 9 августа 2013 года в Агентстве стратегических инициатив состоялось заседание рабочей группы мониторинга хода реализации дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 2579-р от 28 декабря 2012 г.

Заседание провел председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. В мероприятии приняли участие исполняющий обязанности начальника департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта РФ Иван Голуб, начальник управления контроля транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Рутенберг, президент Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Евгений Чиберев, представители Министерства экономического развития: Юлия Ермилова и Владимир Чистоусов, а также другие эксперты и представители авиабизнеса.

Открывая заседание, Дмитрий Янин отметил, что собравшиеся стороны готовы представить различные взгляды на ход реализации дорожной карты. В этом заключается особая ценность рабочей группы: только при рассмотрении мнений всех заинтересованных субъектов можно получить результат, который не будет ангажированным в чью-либо пользу.

Ключевыми темами, вызвавшими экспертную полемику среди участников заседания, стали предложения по введению в России практики продажи «невозвратных» билетов, а также положение о квоте на привлечение иностранных командиров воздушных судов на российские авиалинии.
В настоящий момент пассажир имеет возможность сдать билет на рейсы, осуществляемые российскими перевозчиками без существенных штрафов, если уведомляет об этом компанию более чем за сутки. Данное право закреплено Воздушным кодексом РФ. В ходе подготовки дорожной карты по конкуренции в 2012 году Минтранс России выступило с предложением отмены данной нормы, объяснив, что ограничение права потребителя принимается с целью создания условий для деятельности низкобюджетных авиаперевозчиков и, соответственно, снижения цен на авиабилеты. 

Наибольшую озабоченность экспертов и представителей профильных министерств по первому вопросу вызвала неопределенность механизмов продажи невозвратных билетов. Фактически монопольное положение российских авиакомпаний на многих направлениях заставляет опасаться ситуации, при которой цена невозвратных билетов не снизится, однако потребитель лишится права вернуть проездной документ. Это сыграет на руку авиакомпаниям и негативно скажется на правах пассажиров.

Иван Голуб заверил собравшихся, что законодательные предложения по регулированию данного вопроса уже готовятся и проходят согласования в Правительстве РФ.

Дмитрий Янин высказал предложение о необходимости переходного этапа к системе продаж невозвратных билетов. Так, сначала невозвратными можно будет считать билеты, которые нельзя вернуть менее чем за неделю (или иной продолжительный срок) до вылета. По мнению экспертов, это обезопасит авиакомпании от рисков, связанных с продажами возвращенных билетов, и позволит снизить цены на авиаперевозки. 
Еще одной возможностью минимизации рисков для потребителей является позиция ФАС России, в соответствии с которой в Воздушном кодексе следует предусмотреть, насколько ниже должна быть цена на невозвратный билет по сравнению с обычным тарифом. Данное государственное регулирование необходимо как минимум для маршрутов, где есть только один перевозчик.

Однако представители авиакомпаний, присутствовавшие на встрече, заверили, что только рыночные механизмы способны определить, как будут развиваться отношения между пассажирами и авиаперевозчиками. Решение по этому вопросу так и не было найдено, и для его выработки всем участникам процесса необходимо будет найти компромисс в рамках дальнейших встреч.

Дискуссию вызвал и пункт, согласно которому авиакомпании получат возможность привлекать лишь 200 командиров воздушных судов из-за рубежа. Экономических расчетов именно данного показателя представлено не было. Министерством экономического развития была проведена оценка регулирующего воздействия соответствующего законопроекта, подготовленного Министерством транспорта. Основываясь на данных авиакомпаний "Аэрофлот", "Трансаэро" и "ЮТэйр", эксперты Минэкономразвития высказались за пересмотр квоты в пользу ее увеличения.

Представители авиакомпаний сообщили, что предоставленные данные о необходимом количестве пилотов актуальны на сегодняшний день, но в меняющихся условиях потребность в квалифицированных кадрах будет только расти. Поэтому, по словам Евгения Чибирева, необходима отмена самого понятия квоты в вопросе привлечения иностранных пилотов.

Однако у представителей АСИ и Минтранса стремление авиакомпаний к отмене всех ограничений вызвало сомнения. Снятие всех ограничений на привлечение иностранных пилотов необходимо рассматривать только после того, как будет дана оценка эффективности государственных расходов по подготовке пилотов в российских летных школах. Дефицит пилотов может быть восполнен со временем через более эффективную систему подготовки кадров в авиации и квотирование нужно рассматривать как временную меру.
В итоге присутствующие сошлись во мнении, что на первое время можно оставить принцип квотирования и ориентироваться в дальнейшем на реальные тенденции рынка труда. В целом, что касается реализации дорожной карты, работа, за несколькими исключениями, идет в соответствии с графиком, при этом полемика сторон и множество предложений по корректировке уже разработанных законопроектов позволяет рассчитывать на квалифицированное и взвешенное решение проблемы авиаперевозок в России в ближайшем будущем.