Общественное обсуждение законопроекта "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае" подошло к концу

На официальном сайте региональной администрации завершилось общественное обсуждение проекта закона "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае". Наиболее полные предложения и дополнения к документу сделал руководитель проектов компании "Эль-Консул" Кирилл Круглов. Специально для газеты "Ваше дело" он прокомментировал данный законопроект.

"Законодательная база, регулирующая инвестиционную деятельность в крае, создана уже достаточно давно. И вынесенный для обсуждения проект не является в этом смысле абсолютно новым. Полный тезка данного закона уже существует с 1998 года.

К сожалению, с проектом не была представлена пояснительная записка от авторов, и о некоторых отдельных пунктах мы можем строить только предположения. Основной текст не содержит в себе статей о внесении изменений в другие нормативные акты Алтайского края, поэтому вопрос о взаимо­связи обсуждаемого законопроекта со всей остальной нормативной базой также остается открытым.

Можно предположить, что разработка новой редакции закона началась в связи с необходимостью приведения нормативных актов в соответствие с требованиями инвестиционного стандарта, который был разработан Агентством стратегических инициатив. Стандарт АСИ на протяжении 2012 года внедрялся в 11 пилотных регионах. Результатом эксперимента стало поручение президента об обязательном его внедрении на всей территории страны. Администрация уже начала его внедрение и утвердила в феврале 2013 года "Стандарт деятельности органов исполнительной власти Алтайского края по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе". Который, кстати, и предполагает совершенствование существующей нормативной базы.

Одним из основных требований является формирование на региональном уровне долгосрочной и прозрачной инвестиционной стратегии. Именно этому вопросу уделяется достаточно большое внимание. АСИ рекомендует формирование минимум четырех документов — инвестиционная стратегия, инвестиционная декларация, план создания инвестиционных объектов и специальное послание главы региона о состоянии инвестиционного климата.

Законопроект Алтайского края содержит в себе только упоминание обо всех этих документах. Но не представляет расшифровки, что же именно следует понимать под инвестиционной стратегией региона, чем она отличается от декларации, какие вопросы в обязательном порядке должны включаться в доклад губернатора. Проект закона нам только говорит — эти документы должны быть. И это несмотря на то, что в утвержденном стандарте по обеспечению благоприятного инвестиционного климата все эти документы указываются. На необходимость закрепления документов на законодательном уровне и были представлены предложения, которые заключаются в необходимости установить четкую терминологию, что же будет являться стратегией, а что декларацией.

Еще одним из обязательных требований стандарта является создание в каждом регионе "Совета по улучшению инвестиционного климата". Законопроект не содержит ни одного упоминания о подобном органе, хотя он уже создан в апреле 2013 года. Поэтому предлагается включить статью о данном экспертном совете, для того чтобы, во-первых, повысить его статус, а во-вторых, перевести право его утверждения из полномочий администрации в права АКЗС.

Еще одно дополнение к проекту заключается в предложении создания специального Агентства инвестиционного развития. Формирование специальной организации по привлечению инвестиций устанавливается стандартом АСИ. В настоящее время данные функции возлагаются администрацией на Алтайский центр государственно-частного партнерства. Вместе с тем права, которые имеет сейчас этот центр, не позволяют ему решить те задачи, которые ставятся инвестиционным стандартом. Создание отдельного агентства могло бы решить эту проблему. И закрепление на законодательном уровне прав и обязанностей агентства повысило бы как функциональность, так и возможности региона при привлечении инвестиций в экономику края.

В целом законопроект не является "революционным". Из недостатков можно выделить рамочный характер проекта, наличие множества ссылок. Многие виды поддержки инвесторов не уточнены. Условия предоставления поддержки не установлены. Определение только одного критерия отнесения проектов к приоритетным — размера в 500 млн. рублей — может служить ограничением в реализации инновационных проектов. Рациональнее включать в приоритеты также проекты определенных отраслей или направлений, которые могут оказывать положительное влияние на развитие экономики региона.

Из достоинств законопроекта стоит выделить расширение перечня потенциальных видов поддержки инвестиционной деятельности".