Территория бизнеса

Агентство стратегических инициатив (АСИ) призвано содействовать реализации наиболее перспективных бизнес-проектов, оказывая им не только административную, но теперь и финансовую поддержку. 

О новых финансовых инструментах поддержки российского предпринимательства рассказывает Артем Аветисян, директор направления «Новый бизнес» АСИ, председатель «Клуба Лидеров».

- Артем Давидович, правда ли, что и АСИ, и Клуб Лидеров готовы финансово поддерживать наиболее яркие предпринимательские проекты?

- Абсолютная правда. Агентство приобрело в июле 2013 года 100% акций Управляющей компании «МИР», что расшифровывается как «Модернизация, Инновации, Развитие», у МСП Банка, входящего в группу Внешэкономбанка. Компания управляет средствами одноименного закрытого паевого инвестиционного фонда прямых инвестиций, созданного в 2011 году. Решение о приобретении Управляющей компании было утверждено Наблюдательным советом АСИ под председательством Владимира Путина. Таким образом, УК «МИР» стала еще одним мощным инструментом финансовой поддержки проектов, который совместно с другими механизмами АСИ позволяет достичь синергетического эффекта для предпринимателей и развития их бизнеса.

Соглашение о создании Фонда МИР

- В чем особенность нового инструмента АСИ?

- В цепочке российских институтов развития УК «МИР», которая работает на основных принципах института развития, т.е. ориентируется на минимальную доходность, предлагает принципиально новый финансовый инструмент поддержки проектов – это использование технологии многоканального или смешанного финансирования. Такая модель предполагает как долевое финансирование – вхождение в капитал проекта, так и долговое или кредитное финансирование - то есть привлечение кредитов банков-партнеров. Многоканальное финансирование позволяет значительно снизить риски инвестирования. Кроме того, долевое участие фонда «МИР» обеспечивает возможность проекту увеличить собственный капитал до уровня, необходимого для получения банковского кредитования. Такой подход позволяет не привлекать средства федерального бюджета. Инфраструктура УК «МИР» - это сеть из более чем 350 организаций – партнеров АСИ, включая банки-партнеры Агентства, Институты развития АСИ и пр., что позволяет поддерживать проекты по всей России.

- На какой срок предоставляется финансирование?

- Долевое финансирование предполагает получение Фондом «МИР» доли в капитале проекта, в среднем, около 100-150 млн. руб. на определенный срок – 3-5 лет. Кроме того, УК «МИР» предоставляет долговое финансирование через банк-партнер, в среднем, в размере 60-150 млн. рублей на срок до 7 лет.

- На каких условиях Фонд будет входить в капитал проекта?

- Как известно, получить кредит сегодня предприниматель может только при наличии 30-40% собственных средств. Не у всех есть такие деньги. Фонд будет вкладывать средства на паритетных началах с инвестором: если на проект в 300 млн руб. у инвестора есть только 50 млн, то фонд дает еще 50 млн — и можно обращаться за кредитом. Фонд будет входить в капитал проектов, главные требования к которым — окупаемость до 10 лет и использование новых технологий или идей. Что особенно важно - при выходе из проектов Управляющая компания «МИР» предоставляет менеджменту и акционерам проекта приоритетное право на выкуп долей или акций, что снимает риски, связанные с реорганизацией предприятия, позволяет менеджменту быть мотивированным к росту стоимости компании, а акционерам - избежать риска ее недружественного поглощения.

- Каков размер фонда? И как осуществляется контроль за его средствами?

- Сейчас размер Фонда составляет 500 млн руб. До конца года он увеличится до 1 млрд. руб. А в течение 3-5 лет мы планируем увеличить размер Фонда до 10 млрд. руб. Но и это не предел. Мы рассчитываем, что к нам присоединятся другие банки и, пользуясь случаем, приглашаем Сбербанк. Что касается контроля за средствами Фонда - его осуществляет инвестиционный комитет, в составе которого -- вкладчики Фонда.

- Проекты в каких сферах будет поддерживать «МИР»?

- Мы будем финансировать российские перспективные проекты: инновационные и наукоемкие предприятия малого и среднего бизнеса, работающие в сферах машиностроения и приборостроения, экологии, биотехнологий, производства композитных материалов и повышения энергоэффективности. Но мы готовы рассматривать проекты во всех сферах. Приоритет также будет отдаваться проектам, прошедшим Экспертный совет и Наблюдательный Совет Агентства. Прежде всего, проект должен соответствовать определенным критериям.

Управляющая компания МИР производит отбор инновационных проектов и проектов по модернизации производства субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

1. Заявитель (проектант) должен принадлежать к субъектам малого и среднего бизнеса согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

5. Заявитель (проектная компания) должен подготовить и представить бизнес-план проекта.

6. Заявитель (проектная компания) должен инвестировать в проект не менее 25% собственных средств.

7. Инвестиционный проект должен находиться на стадии роста или расширения бизнеса,

8. Ожидаемая ставка внутренней доходности по проекту – от 23%.

- Насколько я знаю, «У Клуба Лидеров по продвижению инициатив бизнеса» есть свой Фонд – финансовый инструмент поддержки молодежных проектов.

- Да, Клуб Лидеров, выступил с собственной инициативой по развитию молодежного предпринимательства. Нашу инициативу 23 мая этого года поддержал президент России Владимир Путин на встрече с предпринимателями в Воронеже. В стране, к сожалению, пока нет не только единой системы поддержки молодых предпринимателей, но даже учета их деятельности. В конце июля на молодёжном форуме Селигер-2013 Клуб Лидеров объявил о старте работы Фонда по поддержке проектов молодых предпринимателей. Его размер на начальном этапе - 100 млн рублей из собственных средств участников Клуба Лидеров. На Селигере мы провели конкурс проектов молодых предпринимателей, основным критерием которого стал лишь возраст лидера проекта – до 25 лет. Тогда, на Экспертном совете Клуба мы рассмотрели 17 проектов из 7 регионов России. Всего было отобрано 6 проектов на общую сумму 30 млн рублей. Такие сессии по поддержке проектов молодых предпринимателей мы будем проводить ежемесячно.

Обратимся к глобальным вещам, в частности, Национальной предпринимательской инициативе (НПИ). Она существует уже второй год. В ее рамках были разработаны дорожные карты и меры по улучшению инвестиционного климата. Сейчас вы ведете мониторинг исполнения дорожных карт. Если говорить в цифрах – каковы данные мониторинга?

- В этом году мы должны провести мониторинг по 160 мероприятиям, в следующем году планируем проанализировать еще 200. Мы - это АСИ совместно с Клубом лидеров и другими предпринимательскими объединениями. В 2014 году нам предстоит провести публичное обсуждение еще 171 мероприятия по 9 дорожным картам НПИ. По 280 мероприятиям 9 дорожных карт НПИ Агентство совместно с «Клубом лидеров» планирует провести опросы предпринимательского сообщества.

Кроме того, если будут утверждены 2 новые дорожные карты («Совершенствование налогового администрирования» и «Совершенствование оценочной деятельности»), то дополнительно необходимо будет провести публичное обсуждение еще 75 мероприятий. 

Информация о результатах мониторинга направляется в Правительство и Администрацию президента. Уже сейчас можно сказать, что многое делается, но далеко не все намеченное выполняется.

По 19 мероприятиям 5 дорожных карт НПИ «Клубом лидеров» в рамках поручения Д. А. Медведева был проведен опрос более 650 предпринимателей и экспертов из 50 субъектов Российской Федерации.

По дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования» результаты опроса показали, что более половины респондентов (55%) не почувствовали эффекта от введения предварительного информирования. 

При этом 10% отмечают, что процесс стал существенно проще, а каждый четвертый опрошенный (25%) считает, что процесс перемещения товаров через автомобильные пункты пропуска изменился незначительно.

По дорожной карте «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» результаты опроса показали, что 18% респондентов от общего числа, получивших выписку из ЕГРП, осуществили данные действия в электронном виде. 

Вместе с тем, средний балл за степень удобства услуг Росреестра, оказываемых через интернет, полученный организацией от тех, кто имел опыт взаимодействия, составляет 3,53 балла из 5.

По дорожной карте «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» проведен опрос представителей предприятий малого и среднего бизнеса, чья основная деятельность осуществляется в одном из следующих направлений: образование, здравоохранение, пассажирские и грузоперевозки, связь, нефтяная промышленность. 

Также были опрошены эксперты (представители консалтинговых компаний), специализирующиеся на антимонопольном регулировании в Российской Федерации.

Около трети респондентов (30%) отметили, что знакомы с разработанными правилами подготовки доклада о состоянии конкуренции.

60% опрошенных поддержали предложение ФСТ России об установлении тарифов на хранение топлива и заправку воздушных судов в крыло. Вместе с тем 40% опрошенных считают, что данная инициатива не учитывает региональной специфики.

Рассмотрев подготовленный ФАС России доклад об отмене тарифного регулирования услуг общедоступной электросвязи, большинство респондентов (80%) полагают, что прекращение тарифного регулирования будет способствовать развитию конкуренции и в целом приведет к снижению стоимости тарифа для конечного потребителя.

Кроме того, 60% опрошенных поддержали подготовленный ФАС России приказ, регулирующий вопросы биржевой торговли нефтепродуктами.

Большая часть опрошенных респондентов (80%) поддержала приказ Минздрава России и ФСТ, посвященный вопросу совершенствования методики установления для производителей лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших.

По дорожной карте «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» опрос был проведен среди представителей бизнеса, которые в течение 2013 года подключались к электрическим сетям. 

Результаты опроса показали, что в Москве и Московской области 29% респондентов продолжают согласовывать энергопринимающее устройство с Ростехнадзором, в иных субъектах Российской Федерации данное согласование также получают 23% респондентов. При этом как в Москве и Московской области, так и в субъектах Российской Федерации большинство опрошенных – 43% и 57% соответственно считают, что введение уведомительного порядка не сократило срок технологического присоединения. Вместе с тем в Москве и области 29% опрошенных считают, что данная мера позволила сократить срок технологического присоединения в среднем на 30 дней, тогда как в субъектах Российской Федерации лишь 15% респондентов отметили, что сроки сократились в среднем на 30 дней.

Около трети опрошенных в Москве и Московской области (29%) и почти половина опрошенных в регионах (46%) знают о возможности предоставления рассрочки платежа на 3 года для потребителей электрической энергии (мощности) от 15 до 150 кВт включительно по договорам технологического присоединения. Более половины опрошенных (57% в Москве и области и 69% в регионах) считают условия предоставления рассрочки выгодными. 

Вместе с тем 71% респондентов Москвы и области и 54% респондентов субъектов Российской Федерации не знают о возможности рассрочки платежа. Никто из опрошенных в Москве и области не готов воспользоваться возможностью получения рассрочки в основном по причинам отсутствия необходимости, сложности процедур или представлений о процедуре как неудобной.

По дорожной карте «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» в опросе приняли участие представители экспортно-ориентированных компаний.

Работа модуля обратной связи портала внешнеэкономической информации Минэкономразвития России в части удобства использования сервиса предпринимательским сообществом была оценена в 3,67 баллов, в области практической пользы от предоставленной информации - в 4,0 балла по 5-ти балльной шкале. Полученные данные отражают особую значимость применения и развития оцениваемого ресурса.

- Насколько реальны изменения, происходящие в стране?

- Отечественные СМИ со ссылкой на последнее исследование агентства Ernst&Young пишут, что Россия заняла первое место среди стран «двадцатки» по поддержке бизнеса. Правда, эксперты уточняют, что речь здесь идет о cкоординированности работы государственных институтов. Но главная лакмусовая бумажка – рейтинг Всемирного Банка Doing business, который выйдет 29 октября. Посмотрим, изменятся ли позиции России (хотя надо понимать, что результаты Doing business, которые выходят в конце октября, базируются на данных, которые собирались в начале года, т.е. всего через полгода после старта НПИ). Тем не менее, мы все же рассчитываем на то, что Россия по состоянию инвестиционного климата войдет в первую сотню стран. Сейчас, напомню, - мы на 112 месте. 

Мы ездили недавно в США, где общались с представителями Всемирного банка, обсуждали подходы к составлению рейтинга. К методике есть вопросы - она далеко не безупречна. Но для международных инвесторов Doing business является важным показателем.

- Можно ли говорить о каких-то конкретных направлениях НПИ, где есть серьезные проблемы?

- Да, например, это Дорожная карта по строительству. По сути спустя год работы мы начинаем новую дорожную карту.

Мероприятия, предусмотренные новой «дорожной картой» направлены на:

- Увеличение объема земельных участков, предоставляемых на торгах для целей жилищного строительства;

- Создание стимулов для органов местного самоуправления по качественной и своевременной подготовки градостроительной документации (правил землепользования и застройки, документации по планировке территорий)

- Формирование транспортной доступности и обеспеченности объектами социальной инфраструктуры при застройке территорий;

- Сокращение сроков формирования земельных участков для строительства. Исключение противоречий в правовом режиме использования земельного участка;

- Увеличение объемов строительства за счет вовлечения в оборот неиспользуемых земельных участков;

- Формирование информационной базы по утвержденным региональным и местным нормативам градостроительного проектирования;

- Сокращение средних сроков проектирования, снижение количества отрицательных заключений экспертизы.

Но в то же время, ряд регионов, в частности, Москва, провели большую работу и упростили многие бюрократические процедуры в этой сфере. Дорожные карты хороши уже тем, что дают импульс региональным и федеральным властям задуматься об инвестиционном климате и предпринимательстве.

Так, мы видим позитивные изменения в регионах по первым результатам внедрения инвестиционного стандарта. Напомню, это ключевой проект АСИ по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах. Стандарт основан на 15 лучших инвестиционных практиках, используемых экономически наиболее успешными регионами. Норматив внедрен и опробован на базе шести пилотных регионов (Республика Татарстан, Пермский край, Свердловская, Калужская, Липецкая, Ульяновская области). А применяют его сегодня уже 13 «пилотных» областей и республик России. Отличительная особенность стандарта - он является обновляемым и пополняемым, его требования корректируются с учетом результатов их применения. Внедрение стандарта в регионах осуществляется в тесном взаимодействии предпринимательского сообщества с региональными органами власти, в первую очередь, в формате общественной экспертизы и мониторинга.

И еще одна новость. Уже стартовал проект оценки инвестиционного климата в российских регионах «Пульс бизнеса». Это совместная работа АСИ, фонда «Общественное мнение» и ИТАР – ТАСС. Проект охватывает 79 регионов РФ. Первые результаты исследования мы получим к началу ноября. Вполне вероятно, это станет основанием для внесения изменений в стандарт.

- НПИ - некий глобальный проект, который будет работать и отчасти уже работает на всей территории страны. Но ведь еще одной задачей АСИ была поддержка отдельных проектов. Как здесь обстоят дела?

- Мы занимаемся этим очень активно. На сегодняшний день два вида проектов получают поддержку от АСИ. Первый – системные проекты. Например, при рассмотрении нескольких программ из одной сферы мы видим, что их реализация затрудняется по причине схожих препятствий. Мы делаем вывод, что есть основания для анализа и разработки мер государственной политики, способствующие устранению системных проблем, мешающих развитию отрасли. По сути, это отраслевые дорожные карты. Так, в сфере биоэнергетики по ряду проектов мы видим проблему, связанную с тем, что - у нас нет упрощенного режима сбора документов для подключения к подобным сетям, что не стимулирует их развитие. 

Приведу конкретный пример. Наблюдательный совет АСИ 5 марта 2013 г. дал поручения Минэнерго и НП «Совету Рынка», по изменению порядка квалификации объектов возобновляемых источников энергии (ВИЭ) с целью их упрощения и удешевления и разработки методических указаний для расчета цены на энергию ВИЭ. Подобные системные недоработки аккумулируются по мере того, как в АСИ поступают новые проекты. Это помогаем нам закрывать прорехи в отраслевой политике.

Второй вид проектов, получающих поддержку АСИ - это так называемые «лидерские проекты». Здесь Агентство осуществляет поддержку лидера проекта - предпринимателя и, конечно, самого проекта. На самом деле это комплексный сервис. Предприниматель, обратившийся к нам с проектом, соответствующим критериям АСИ, может рассчитывать на четыре вида помощи. Во-первых, это методологическая поддержка. У нас есть специалисты, которые осуществляют взаимодействие с институтами развития, органами власти, банками. Мы можем подсказать, что нужно сделать для повышения привлекательности проекта и привлечения средств. Во-вторых, мы даем информацию обо всех государственных программах на разных уровнях. Мы запрашиваем конкретные регионы, чтобы понять, на что предприниматель может рассчитывать, как он может получить удобный участок земли и т.д. В третьих, это коммуникационная поддержка. АСИ помогает наладить коммуникацию предпринимателя с губернатором, с отраслевым министерством. В четвертых, это пиар-поддержка. Мы размещаем информацию на сайте АСИ, о проекте рассказываем в СМИ, проводим конференции и мероприятия. Да, мы помогаем – но предприниматель-лидер должен и сам добиваться результата. Таким образом, АСИ в части поддержки проектов является настоящим акселератором. Теперь мы оказываем и финансовую поддержку и четыре вида информационно-коммуникационной помощи. Все это позволит предпринимателю с хорошим проектом не в одиночку «бороться с драконом», а реально рассчитывать на поддержку.

- За время существования АСИ с 2011 года сколько проектов одобрил наблюдательный совет агентства? Какова их судьба?

- За 2012 год направлениями Агентства «Новый бизнес», «Молодые профессионалы» и «Социальные проекты» рассмотрено порядка 400 проектов. Из них проработано и представлено экспертному совету Агентства 266 проектов с результатами первичной экспертизы, 105 из которых было одобрено к комплексной экспертизе.

По 84 проектам получены рекомендации бюро экспертного совета Агентства о направлении на наблюдательный совет Агентства, 43 проекта одобрены наблюдательным советом Агентства.

  • Примеры проектов, одобренных наблюдательным советом Агентства

Проект «Безопасный газ» - организация в Нижнем Новгороде производства полимерно-композитных газовых баллонов; создание альтернативной системы газоснабжения для населения и промышленных объектов в местах, где транспортировка газа по трубопроводу экономически нецелесообразна, на базе организации технологичного производства систем хранения и транспортировки газа.

Цель проекта: создание единой системы учета, хранения и технического состояния газового хозяйства, повышение безопасности использования газовых баллонов за счет применения композитных материалов.

Роль Агентства: содействие в формировании предложений о внесении изменений в нормативную документацию, которая не соответствует мировым стандартам безопасности, качества и применения систем хранения и транспортировки газа. Налажено взаимодействие инициатора проекта – ЗАО «УК «Автокомпонент», SPV – ООО «Ругазко», с Росстандартом, подтверждена целесообразность введения новых ГОСТов. Разработка нового ГОСТа по газовым баллонам включена в Программу национальной стандартизации на 2012 г. Утверждение документа запланировано на август 2013 г.

Результат: Актуализация и утверждение новых ГОСТов позволит инициатору проекта и другим производителям подобной продукции расширить рынки сбыта и донести свою продукцию до массового потребителя, обеспечивая необходимые требования к продукции.

Лидер проекта Юрий Беляев

Проект «Организация производства энергоэффективных неизолированных проводов нового поколения»

Суть проекта: строительство завода в Ярославской области по выпуску высоковольтных проводов нового поколения, использование которых позволит повысить энергоэффективность и энергобезопасность энергетики; организация собственного литейно-прокатного производства высокотехнологичной катанки из сплавов алюминия.

Цель проекта: переоснащение электрических сетей современными энергоэффективными линиями электропередач, снижение потерь при передачи электроэнергии, повышение энергобезопасности.

Роль Агентства: содействие во взаимодействии с Росстандартом по вопросу разработки стандартов применения неизолированных высоковольтных проводов нового типа и производства катанки из алюминиевых сплавов. В программу разработки национальных стандартов на 2013 г. включена разработка нормативов по проводам и проволоки.

Результат: разработка стандартов применения неизолированных проводов нового поколения позволит инициатору проекта и другим участникам рынка в полной мере использовать преимущества инновационной продукции.

Лидер проекта: Никита Топуридзе

Проект «Создание высокопроизводительного литейного производства с технологией литья с кристаллизацией под давлением»

Суть проекта: создание в Псковской области высокопроизводительного литейного производства за счет применения технологии литья с кристаллизацией под давлением (ЛКД). Создание собственного литейного производства необходимо компании-инициатору – ЗАО «НеваМеталлПосуда» - для обеспечения сырьем (литыми заготовками) собственного производства посуды с противопригарным покрытием.

Цель проекта: обеспечение потребителей качественной и безопасной отечественной посудой.

Роль Агентства: методологическая помощь – финансовое консультирование; налажено более эффективное взаимодействие с региональными органами власти – ускорено подписание соглашения о поддержке реализации проекта с администрацией Псковской области; инициатор включен в рабочую группу Таможенного союза по разработке технического регламента «О безопасности материалов, контактирующих с пищей».

Результат: появление в России высокопроизводительного литьевого производства, работающего по технологии практически не развитой в России – технологии литья с кристаллизацией под давлением, позволяющей выпускать качественные литые заготовки с наименьшим процентом брака. Принятие технического регламента «О безопасности материалов, контактирующих с пищей» будет способствовать отсечению на российском рынке посуды некачественной продукции.

Лидер проекта: Александр Шереметьев.