Команда Агентства развития Сысерти – города в Свердловской области – подала на форум «Сильные идеи для нового времени» проект «Антихрупкость: лаборатория по приспособлению и актуализации предприятия «Фарфор Сысерти». Цель инициативы – сохранить и развить народные художественные промыслы на фарфоровом заводе, сделать его городским центром притяжения нового типа. Об этом редакции АСИ рассказали глава Агентства развития Сысерти Ян Кожан и креативный директор Агентства Илья Орлов-Бунин.
В 2020 году президент России Владимир Путин на первом форуме «Сильные идеи для нового времени» ознакомился с инициативой Яна Кожана «Креативный кластер «На заводе» в Сысерти. Цель проекта - создание модели креативных кластеров как драйверов развития территории на примере завода Турчаниновых – Соломирских. За последние годы территории вокруг завода подорожали до десяти раз, а общие вложения всех предпринимателей, участвующих в создании креативного кластера на заводе, составили порядка нескольких млрд руб.
Изначально команда проекта «Антихрупкость» хотела создать временную лабораторию на фарфоровом заводе, с помощью которой дизайнеры, художники и маркетологи переосмыслили бы текущую линейку продукции и создали новые изделия. Позднее у завода сменился директор, что послужило толчком к расширению идеи до уровня антикризисного проекта с целью глобально улучшить ситуацию на производстве, составить обширный план его развития, обновить инфраструктуру и перезапустить пустующие территории.
«Многие заводы старой формации можно «окреативить». Часто там действуют устаревшие подходы к производственной идентичности, и чтобы это исправить, нужны творческие и предприимчивые люди. Открываются новые рынки, уходят иностранные компании — подобные творческие лаборатории при производствах, особенно в малых городах, могут катализировать развитие не только собственно производства, но и территории города», - заявил Ян Кожан. На заводе уже побывали креативные предприниматели, эксперты в сфере производства фарфора и керамики, которые договорились совместно развивать проект.
«Фарфор Сысерти» имеет шанс стать чем-то большим, чем исключительно фарфоровое производство. Мы видим растущий запрос на приобретение фарфоровой посуды от индустрии гостеприимства, да и в целом живой интерес от разных бизнесов, поэтому необходимо обновить производственную часть. Но фарфор - это ядро, идентичность, идея. Вокруг нее могут быть реализованы проекты благоустройства, развиваться туризм, а механики кластеризации будут стимулировать рост малого бизнеса и сервисов на базе предприятия. Для города это важный символ, у многих местных жителей обязательно кто-то из близких работал на заводе. Активисты Сысерти и локальный бизнес с удовольствием присоединятся к освоению и переосмыслению территории», - сказал Илья Орлов-Бунин.
В перспективе двух лет планируется привлечь на завод первых потенциальных резидентов из туристической, гостиничной, девелоперской, ресторанной сфер. При этом производство будет по-прежнему работать. В ближайших планах объединенной команды проекта — повысить эффективность использования площадей завода, сократить необязательные расходы, усовершенствовать малоэффективные секторы производства. По словам инициаторов проекта, возрождение «Фарфора Сысерти» может стать своеобразным реалити-шоу, за которым будет интересно наблюдать многим.
«Подобные творческие лаборатории для актуализации и приспособления устаревающих производств к новым рыночным условиям можно запускать при разных производствах в малых городах. В России очень много заводов, в целом похожих на Сысертский, и для них наша инициатива будет полезной и мотивирующей», - подчеркнул Ян Кожан
«Мы видим объединяющий эффект проекта. Специалисты из керамической отрасли, креативные предприниматели, активисты и представители власти уже пересекают свои траектории в этой инициативе. Проект может сформировать сообщество и сформировать качественные горизонтальные связи среди талантов и предпринимателей. Это будет давать эффекты и далеко за пределами Сысерти», - отметил Илья Орлов-Бунин
По словам инициаторов, проект будет полезен с точки зрения социального и экономического прогресса, поднятия уровня идентичности территорий, социального уровня жизни. На территории появится новая экономика и возможности для креативных людей.
Сейчас фарфор на заводе в Сысерти производят только в одном-двух цехах из четырех. Для их запуска и переосмысления требуется финансирование, общий объем инвестиций может достигать 600 млн руб. Возрождением завода активно занимается один из собственников - Корпорация развития Среднего Урала при поддержке губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева. Проект лаборатории «Антихрупкость» поддержал Президентский фонд культурных инициатив.
«Мы находимся в процессе планирования проекта и готовы совместно работать с заинтересованными организациями. В прошлых проектах мы много работы совместно проделали с командой АСИ. До этого мы больше мыслили в терминах креативной экономики, с полным перезапуском и перепрограммированием территорий. Здесь мы производство сохраняем и хотели бы также провести совместную работу с Минпромторгом России и Российским экспортным центром», - добавил Ян Кожан.