Деятельность Агентства стратегических инициатив стала объектом институциональных исследований

В июньском номере журнала «Вопросы экономики» опубликована статья старшего научного сотрудника Института анализа предприятий и рынков Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Льва Фрейнкмана и директора Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрея Яковлева на тему: «Агентство стратегических инициатив как институт развития нового типа». Материал был подготовлен на основе результатов исследований, проводимых при поддержке «Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ».


В статье приводится подробный анализ и оценка эффективности деятельности Агентства стратегических инициатив (АСИ), начиная с момента его создания, и предлагаются варианты использования дополнительных механизмов, направленных на «повышение отдачи от деятельности АСИ». Кроме того, авторы рассмотрели саму модель организации работы Агентства и соотнесли ее с рекомендациями экономической теории и стандартами лучшей международной практики.


В исследовании представителей НИУ ВШЭ, в частности, отмечается, что «задача улучшения инвестиционного климата в России полностью подпадает под определение задач, которые призвана решать «новая промышленная политика». Административные барьеры в России, безусловно, относятся к главным ограничениям экономического роста в стране, и это именно тот тип ограничений, который невозможно преодолеть без организации эффективного и долгосрочного взаимодействия между государством и бизнесом».


При том, что «АСИ изначально возникло как проектное агентство, деятельность которого должна была быть сфокусирована на поддержке инновационных проектов молодых представителей среднего бизнеса», «примерно в 10% случаев при реализации проектов АСИ сталкивается с тем, что проблемы конкретного бизнеса оказываются типичными и значимыми для гораздо большего числа потенциальных проектов. Такие случаи АСИ идентифицирует как «системные» и выносит их на специальное обсуждение своего Наблюдательного совета. Это делается для того, чтобы получить поддержку для предлагаемых изменений на политическом уровне и инициировать конкретные поручения в адрес ведомств по решению соответствующих проблем», - поясняют сотрудники Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ.


Авторы статьи также напоминают, что «в конце 2011 - начале 2012 г. произошла существенная эволюция фокуса в деятельности агентства - с переносом акцента на реализацию программ, направленных на решение системных проблем бизнес-среды, т.е. проблем, которые сдерживают реализацию значительного числа различных проектов».


Сама технология разработки «дорожных карт», по их мнению, оказалась «вполне новаторской для российских условий», так как «приоритеты и конкретные цели были определены на основе интенсивных консультаций с бизнес-сообществом». Авторы исследования особо отмечают, что, несмотря на свой вневедомственный статус, АСИ удалось одновременно вовлечь в разработку «дорожных карт» и реализацию своих ключевых проектов представителей 40 федеральных министерств и ведомств.


«Наличие набора «дорожных карт» с соответствующим перечнем конкретных и хорошо известных бизнесу целей – очень важное отличие АСИ от многих других структур, созданных в стране за последние 15 лет с целью реализации различных направлений промышленной политики. У многих таких структур, включая некоторые институты развития, нет и не было подобного конкретного публичного мандата», - отмечается в материалах исследования.


Вместе с тем, авторы считают, что «АСИ все еще находится на ранней стадии реализации своих инициатив, которые на данный момент выглядят перспективно, но окончательный успех которых никем не гарантирован». По их мнению, «успешность проекта АСИ в конечном счете будет зависеть от формирования эффективной системы мониторинга реализации запущенных проектов и появления работающей системы стимулов и санкций, связанных с ходом такого мониторинга».