«Помогаем тем, кто готов меняться»

В прошлом году по инициативе Агентства стратегических инициатив был впервые составлен Национальный рейтинг состояния инвестклимата в субъектах РФ. В пилотном проекте участвовал 21 регион, в том числе два региона ЮФО — Краснодарский край и Ростовская область. О том, какие результаты они показали в рейтинге, как строится в настоящее время работа АСИ с региональными властями, какие возможности для роста есть у экономики южных регионов, рассказал руководитель представительства АСИ в ЮФО Александр Хуруджи.


GUIDE: Какие выводы о состоянии инвестклимата в ЮФО можно сделать на основании рейтинга?

Александр Хуруджи: При составлении рейтинга мы преследовали несколько задач. Первая — посмотреть, как сами предприниматели оценивают условия для ведения бизнеса в том или ином регионе. Вторая — оценить те усилия, которые предпринимают региональные власти для улучшения инвестклимата на своей территории. И наконец, рейтинг позволит нам отследить лучшие практики по совершенствованию инвестклимата, которые применяют регионы-лидеры. В дальнейшем эти практики можно будет внедрять и в менее успешных с точки зрения работы с инвесторами территориях.

Если говорить конкретно о ЮФО, то очень неплохие результаты в пилотном рейтинге в прошлом году показал Краснодарский край — седьмое место. На мой взгляд, в этом регионе сложилась сегодня достаточно сильная команда в структурах власти, которая умеет взаимодействовать с бизнесом. Если говорить о Ростовской области, то, по моим субъективным ощущениям, после ряда кадровых перестановок в областном правительстве качество взаимодействия с АСИ и предпринимательским сообществом немного снизилось. В рейтинге область заняла 11 место. Хотя здесь также, на мой взгляд, есть ряд интересных проектов, и некоторые управленческие решения, как, например, проект по сокращению разрешительных процедур при строительстве инфраструктурных объектов, вошли в сборник лучших практик.

G: Какие регионы ЮФО будут участвовать в рейтинге в 2015 году?

А.Х.: В этом году в рейтинге примут участие все без исключения субъекты РФ. Более того, предполагается, что по итогам рейтинга федеральные власти сделают выводы об эффективности работы глав регионов. Потому что рейтинг, как я уже отмечал, помогает всесторонне оценить работу региональных властей, качество сотрудничества с инвесторами, актуальность разработанных дорожных карт по совершенствованию инвестклимата. Думаю, что, после того как результаты Национального рейтинга станут поводом для каких-то кадровых решений, значимость этого инструмента существенно возрастет.

Безусловно, для некоторых чиновников его результаты будут неожиданными. Но наш опыт показывает, что дыма без огня не бывает. Поэтому для тех руководителей регионов, кто действительно намерен менять условия для ведения бизнеса, низкие места в рейтинге могут стать возможностью увидеть свои слабые стороны и принять меры по их устранению.

G: Если говорить о работе с инвесторами, то насколько актуально сейчас привлечение инвестиций со стороны? Возможно, учитывая кризисную ситуацию, властям стоит сосредоточить усилия на работе с местным бизнесом?

А.Х.: Когда АСИ начало работу в регионе, мы четко расставили приоритеты. Задача номер один — это сохранить существующих инвесторов. Задача номер два — в честной конкурентной борьбе привлечь инвесторов из других регионов или из-за рубежа. На мой взгляд, и то и другое направление работы по-прежнему сохраняет свою актуальность.

Например, для Ростовской области сейчас открылась принципиально новая возможность — стать площадкой для реализации проектов предпринимателей Восточной Украины. Там есть немало людей с предпринимательской жилкой, которые хотят не воевать, а что-то создавать. Но делать это на территории, где ведутся военные действия, невозможно. На мой взгляд, сегодня для них надо создать максимально комфортные условия, для того чтобы они перевели свои бизнес-активы на приграничные территории. Помочь с перевозкой оборудования, оформлением персонала и т. д. Потому что если мы этого не сделаем, то эти люди все равно будут работать у нас, только нелегально. И деньги в этом случае пойдут не в региональный бюджет, а в карманы тех, кто их крышует. Плюс к этому мы получим дополнительный всплеск негатива по отношению к России.

Если говорить о точках роста для местного бизнеса, то это все, что связано с производством сельхозпродукции. Из-за курсовой разницы также появился шанс на улучшение показателей у промышленных предприятий Ростовской и Волгоградской областей. А в Краснодарском крае к этим направлениям можно добавить еще и туризм. Я помню голоса скептиков, которые кричали о том, что нам никогда не удастся загрузить построенный к Олимпиаде номерной фонд. А сейчас в Сочи и в другие курорты туристический поток возрос в несколько раз.

G: Какие задачи ставит перед собой АСИ в 2015 году на юге России?

А.Х.: Если раньше мы делали акцент прежде всего на малый и средний бизнес, то сейчас все больше приходим к пониманию, что надо активно взаимодействовать и с крупными предприятиями. Поэтому мы рассчитываем более системно подойти к поддержке крупного и среднего бизнеса, который направлен на экспорт. Кроме того, будем много внимания уделять национальному рейтингу. Предполагаю, каждый раз, когда будут оглашены результаты, губернаторы будут недовольны, потому что всегда есть ожидания большего. Но на обиженных воду возят, как говорится. Тем, кто готов идти дальше и меняться, мы будем активно помогать в совершенствовании инвестиционного климата на своей территории.

Беседовала Наталья Горова