Дмитрий Медведев одобрил «дорожную карту» НТИ по созданию умных энергосетей

«Дорожная карта» Национальной технологической инициативы (НТИ) по созданию «умных» электрических сетей «Энерджинет» (EnergyNet) одобрена на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию, которое состоялось в подмосковных Горках 28 сентября.

Из-за постоянно растущего спроса на электроэнергию лидерами мирового рынка становятся компании, которые могут предложить наиболее эффективные решения по распределению энергопотоков и снижению потерь энергии, отметил глава правительства Дмитрий Медведев.

Он назвал новые требования, которые сегодня в связи с изменением производственных технологий предъявляются к энергосистемам. Сети должны быть «умными» - уметь не только быстро реагировать на изменения и возникающие проблемы, но и прогнозировать их. А также взаимодействовать с потребителями, как с компаниями, так и с физическими лицами.

Глава правительства указал на сложности при реализации «дорожной карты» - это, прежде всего, 70-процентный износ сетевого комплекса страны и устаревшие технические регламенты и стандарты. 

Предстоит обновить нормативную базу, определить новый правовой статус и потребителей, и производителей распределенной энергетики, а также создать перспективную модель розничного рынка электроэнергии с распределенной генерацией.

«Нужна современная энергетическая система, в основе которой - инновационные разработки и передовые достижения науки, а также использование альтернативных источников энергии, в том числе и возобновляемых, особенно в тех регионах, где в настоящий момент существует энергодефицит», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Первый заместитель министра энергетики Алексей Текслер сообщил, что «дорожная карта» Энерджинет предусматривает реализацию пилотных проектов, список которых не является окончательным, а также определяет необходимые условия для развития кадрового потенциала, способного решать нестандартные задачи. «Для создания и реализации новых проектов требуется совершенствование нормативной базы, технического регулирования, что также определяется в рамках «дорожной карты», - уточнил замминистра.

Среди целевых сегментов Энерджинета Алексей Текслер назвал надежные и гибкие электросети. «Это интеллектуальное коммутационное оборудование и информационные системы управления им. Это интеллектуальная распределенная энергетика, в том числе на базе ВИЭ (накопители и системы управления производством электроэнергии). Это потребительские сервисы, которые позволяют управлять накоплением и потреблением, и в будущем такие сервисы - это реальная альтернатива сбытовым организациям», - пояснил он.

В качестве примера Алексей Текслер привел цифровую электроэнергетическую сеть, состоящую из интеллектуальных коммутационных аппаратов (реклоузеров), систем управления, учета энергии, оперативно-диспетчерского управления, которые позволят на четверть снизить стоимость владения сетью, не менее чем на 50% уменьшить потери в ней и более чем на 70% снизить аварийность. 

«Первый этап такого проекта мы уже начали совместно с Россетями и Тавридой электрик реализовывать в Калининграде», - сказал Алексей Текслер.

«Дорожная карта» открывает новое «окно возможностей» для отечественных компаний и технологий, отметил управляющий партнер венчурного фонда Bright Capital, лидер рабочей группы Энерджинет Борис Рябов. Он сообщил, рабочая группа уже исследовала основные сегменты рынка, которые растут наиболее быстрыми темпами, и выяснила, что доля рынков, которые через 20 лет будут занимать существенную долю в энергетике, составляет до 800 млрд долларов. «Это касается только расширенного списка стран БРИКС. Мы понимаем, что глобально это существенно более крупный рыночный сегмент, рядом с ним находятся сегмент коммунальных систем и сегмент «умных» городов, на которые можно выйти таким образом», - сказал Борис Рябов.

Справка

4 группы проектов, которые объединены в «дорожную карту» Энерджинет, - это надежные и гибкие сети, интеллектуальная распределенная энергетика, потребительские сервисы (инфраструктурные и финансовые) и комплексные проекты, необходимые для того, чтобы остальные проекты интегрировались в площадки или платформы для консорциумов российских участников.

«Дорожная карта» направлена на развитие отечественных технологий в сфере интеллектуальной энергетики и обеспечение выхода российских компаний на лидерские позиции на глобальных высокотехнологичных рынках энергетики будущего.