Немецкие эксперты оценили эффективность внедрения дуальной модели образования в регионах России

Федеральный институт профессионального образования Германии (BIBB) отметил положительную динамику развития немецкой практико-ориентированной системы подготовки кадров в РФ, указав при этом на отсутствие долгосрочных прогнозов и потенциальные проблемы с трудоустройством узкопрофильных специалистов. Результаты оценки внедрения дуальной модели образования в российских регионах озвучила представитель BIBB Ханнелоре Кресс на площадке АСИ «Точка кипения» в Москве 31 января.

В исследовании принимали участие Белгородская, Новосибирская, Свердловская, Тамбовская и Ярославская области, Пермский и Красноярский края, Республика Татарстан, а также предприятия Московской и Владимирской областей, на которых реализуется проект «VETnet» Российско-Германской внешнеторговой палаты.

«В результате проведенного SWOT-анализа среди сильных сторон проекта мы выделяем карьерные перспективы студентов, включая трудоустройство, их высокую квалификацию, короткий период адаптации нового персонала на производстве», - сообщила Ханнелоре Кресс.

Эксперты BIBB также отметили наличие в регионах нормативно-правовой базы, практико-ориентированных программ обучения, участие работодателей в образовательном процессе, независимую оценку уровня квалификации выпускников и возможности для их дальнейшего трудоустройства.

Среди потенциальных точек роста - долгосрочное прогнозирование кадровых потребностей и повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда. По мнению представителей BIBB, регионам следует научиться составлять кадровые прогнозы минимум на 3-7 лет вперед и оценивать риски подготовки узкопрофильных специалистов.

«Целью исследования было не столько выявить сильные стороны, сколько определить возможности для построения системы дуального образования, - сказала руководитель департамента поддержки кадрового обеспечения промышленного роста направления «Молодые профессионалы» АСИ Юлия Ханьжина. - Мы предложили пройти оценку регионам, внедряющим дуальное образование. Те из них, кто принял участие в исследовании, показали положительные результаты на уровне образовательного процесса, программ, технологий обучения, взаимодействия предприятий с образовательными организациями».

BIBB и Министерство образования и научных исследований Германии уже 3 года помогают реализовывать проект развития дуального образования в России и делятся своими наработками, подчеркнула Юлия Ханьжина. 

По ее мнению, от тиражирования отдельных практик России пора переходить к системным решениям, «которые бы принимались в том числе на федеральном уровне, помогая работать регионам».

В качестве примера она привела предложенные АСИ изменения в статью 264 НК РФ, которые позволят предприятиям экономить, относя издержки от подготовки рабочих кадров по дуальной модели обучения на уменьшение налогооблагаемой базы по исчислению налога на прибыль. Соответствующий законопроект был одобрен правительством в ноябре 2016 года и направлен на рассмотрение в госдуму.

Дуальную модель не стоит воспринимать как «чередование обучения на предприятии и в образовательном учреждении», считает Юлия Ханьжина. В системных изменениях, по ее словам, нуждаются подходы к стандартизации и разработке учебных программ.

«Немецкая сторона предложила внести терминологию практико-ориентированного образования в федеральное законодательство, развивать государственно-частное партнерство между производственными предприятиями, образовательными учреждениями СПО и воинскими частями для формирования системы непрерывного образования», - сообщила Юлия Ханьжина, пояснив, что подготовленные предприятиями специалисты после службы в армии зачастую не возвращаются на производство.

Справка

Оценка эффективности дуального образования в РФ проводится Федеральным институтом профессионального образования Германии (BIBB) при поддержке федерального министерства образования и научных исследований Германии, Агентства стратегических инициатив (АСИ), Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (ФИРО) и Российско-Германской внешнеторговой палаты.

Решение о положительном завершении проекта «Подготовка рабочих кадров на основании дуального образования» было принято по итогам заседания бюро экспертного совета АСИ 6 декабря 2016 года. Практико-ориентированное (дуальное) образование включено в региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста, апробация которого с 2016 года осуществляется в 20 пилотных регионах России.