Вожатые спроектировали структуру открытого образовательного пространства Артека в виде навигатора

Вожатые спроектировали структуру открытого образовательного пространства МДЦ «Артек» в виде навигатора, который позволит ребятам осознать множество разнонаправленных возможностей, включая элементы социальной среды, и выстроить собственную траекторию развития. 

Проект родился по итогам школы вожатых, организованной Агентством стратегических инициатив (АСИ) в рамках тематической смены «Социально-культурное проектирование в развитии местных сообществ «Детский форсайт», которая проходит в Артеке с 7 по 28 августа. Об этом рассказала редакции сайта asi.ru куратор смены Светлана Решетникова.

«Артек предоставляет широкие возможности для внедрения инноваций, и мы решили провести школу вожатых, которая поможет им сформировать компетенции, необходимые для создания открытого образовательного пространства. Главный принцип открытого образовательного пространства - создание условий для нового запроса детей. Вожатые должны увидеть этот запрос и предложить ресурсы для индивидуального развития, привлекая партнеров, имеющих творческий, образовательный, исследовательский потенциал в разных сферах и областях», - пояснила Светлана Решетникова.

Как организовать тьюторское сопровождение, каковы принципы открытого образовательного пространства, какие инструменты необходимы для выявления запросов ребят, как должна работать технология индивидуализации – это далеко не полный перечень вопросов, которые вошли в программу школы вожатых.

Также вожатые познакомились с сертифицированной практикой «Тьюторское сопровождение одаренных детей при организации летней школы». С помощью технологии «Шаг назад из будущего» они разработали индивидуальные образовательные маршруты для детей из своих отрядов. Итогом сборки всех наработок школы вожатых стал навигатор открытого образовательного пространства Артека.

Навигатор включает 4 блока, которые будут наполняться, расширяя возможности для построения индивидуальных траекторий развития ребят:

  • сотрудники Артека и партнеры, у которых можно чему-то научиться
  • места знаний в Артеке, где можно получить информацию - библиотеки, музеи, вожатские, компьютерные классы
  • места для получения компетенций - кружки и секции
  • ресурсная карта отряда - умения и знания каждого артековца, которыми он может поделиться.

По мнению эксперта Ирины Канзуловой, магистра педагогики, почетного работника образования России, в идеальном варианте - открытое образовательное пространство должно представлять широкий выбор образовательных, познавательных и развивающих направлений. Таким образом у ребят формируется культура выбора, а также четкое понимание, как выстраивать своё будущее образование и какие навыки при этом должны быть развиты. Тьюторское сопровождение, как ключевой элемент в этой системе, помогает выстраивать индивидуальный образовательный путь, считает она.

Справка

Проектная смена АСИ «Социально-культурное проектирование в развитии местных сообществ «Детский форсайт» включает в себя стратегические сессии и семинары по конструированию будущего территорий, разработку и запуск проектов, направленных на развитие городов. В рамках смены проходят ярмарки социальных проектов с целью привлечения партнеров и масштабирования идей школьных команд.