Операторы связи и ритейлеры призвали коллег присоединиться к инфраструктуре помощи потерявшимся людям

«Мегафон» запустил платформу по поиску пропавших людей c использованием big data, «ВымпелКом» (бренд – «Билайн») предложил создать совет операторов связи для взаимодействия с поисково-спасательными отрядами, а торговая сеть X5 Retail Group обратилась к партнерам с просьбой подключиться к реализации проекта «Островок безопасности» для создания единой инфраструктуры оказания помощи тем, кто потерялся. Свои предложения представители бизнеса озвучили 18 июня на втором Всероссийском форуме добровольных поисково-спасательных отрядов в Красногорске.

Директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Retail Group Александр Ильин отметил, что в конце марта компания запустила совместно с Центром поиска пропавших людей (ЦППЛ) и поисково-спасательным отрядом «Лиза Алерт» (Liza Alert) проект «Островок безопасности». Он уже реализуется в 2,6 тыс. магазинах «Пятерочка» в Москве и Московской области.


«Универсамы оборудованы специальным знаком в виде оранжевого геолокационного пина, который является ориентиром для потерявшихся людей. Зайдя в такой магазин, люди смогут получить необходимую помощь. Персонал магазина проходит специальное обучение о том, как эта помощь должна быть оказана – как определить человека дезориентированного, как себя вести с ним, как информировать его родных, близких, скорую помощь, предлагать ли ему продукты питания, напитки, в каком состоянии человек находится, чтобы не испугать его, чтобы максимально быть оперативными и полезными в этом вопросе», - пояснил Александр Ильин.

Представитель X5 Retail Group сообщил, что за 3 месяца реализации проекта «Островок безопасности» в двух регионах России найдено 44 человека, шестеро из них - дети. «В 11-ти случаях помощь была оказана на той стадии, что явилась основанием для спасения жизни», - сказал Александр Ильин.

Он также заявил, что «Пятерочка» планирует расширять инфраструктуру помощи потерявшимся людям и готова делиться опытом с другими сетевыми компаниями.

По словам генерального директора Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светланы Чупшевой, подобную практику могла бы внедрить, например, «Почта России».

«Проект очень классный и эффективный. Статистика говорит, что за такой короткий промежуток времени нашли людей, родственники которых даже еще не успели обратиться с заявлением о пропаже в ведомство. Огромное спасибо за то, что вы поддержали эту инициативу, что действительно ее масштабируете, обучаете персонал. Это та инфраструктура, которая рядом с домом, она имеет разветвленную сеть, - сказала Светлана Чупшева, обращаясь Александру Ильину. - Я бы хотела попросить представителей бизнеса - Почты России, и тех, кто имеет такую же инфраструктуру во всех регионах, в малых городах подключаться к этому проекту».

Светлана Чупшева сообщила, что АСИ также взяло на сопровождение этот проект. «Мы предлагаем его и крупным компаниям, и регионам, чтобы они подключались, и вот такой «островок безопасности» был рядом с каждым домом», - добавила она.

Директор ЦППЛ Григорий Сергеев напомнил, что одним из первых развитием инфраструктуры помощи «потеряшкам» в регионах РФ занялся «Сбербанк».

«Я очень рассчитываю на перезапуск этого проекта. Со Сбером мы стартовали с историей только про детей, не учесть пожилое поколение было большой ошибкой. Потом, когда мы запускали эту историю с Билайном, там уже [появился] прицел и на пожилое население. В мечтах, конечно, когда у всех есть понимание, что делать с дезориентированным человеком - с ребенком, с пожилым, с каким угодно - вообще везде, куда бы мы ни зашли, люди везде знают, что делать. Ведь очень часто, когда мы идем по следам нашего пропавшего, выясняется, что ему много раз могли помочь, но просто не знали, что делать, и человек ушел дальше. Иногда эти истории заканчиваются трагически», - сказал Григорий Сергеев.

Самим поисковикам на помощь готовы прийти операторы связи.

«Мегафон» запустил специальную платформу для поиска пропавших людей с использованием технологии анализа «больших данных». «Мегафон.Поиск» - это решение, которое позволяет анализировать географию и места перемещения пропавшего человека, а также обеспечивать доставку сведений о нем ближайшим свидетелям, которые контактировали с ним в последнее время.

«Для поисково-спасательных операций ключевым является время. Если человек пропал в том или ином регионе, мы по запросу от Liza Alert можем в течение двух минут выдать тысячи запросов через СМС или MMS-сообщения людям, которые могли контактировать или могли видеть этого пропавшего человека», - рассказал генеральный директор ПАО «МегаФон» Геворк Вермишян.

Рассылаемые через приложение сообщения могут содержать фамилию, имя и отчество пропавшего человека, приметы, физиологические данные, фотографии. В рамках пилотной апробации платформы «Мегафон.Поиск» с конца марта 2019 года было произведено более 60 рассылок о пропавших несовершеннолетних и пожилых людях.

«Мы поддерживаем сервис смс-рассылок вне зависимости от того, абоненты каких сетей в этом участвуют. Мы приветствуем, что Мегафон включился в эту работу», - заявил исполнительный вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти ПАО «ВымпелКом» Михаил Якушев.

Для более эффективного взаимодействия с поисково-спасательными отрядами «ВымпелКом» предложил объединить усилия и создать совет операторов связи.

«В марте 2019 года мы обратились к операторам связи с предложением объединить наши усилия, создав, совет операторов связи при поисковых объединениях. Мы здесь можем работать по нескольким направлениям. И, в частности, более системно, создавая так называемые «островки безопасности». Человек, который потерялся, если это в городе - увидел салон Билайна, если это в сельской местности – магазин X5, в незнакомом городе можно всегда найти отделение Сбербанка. В каждое из этих мест может обратиться человек, которому нужна помощь», - подчеркнул Михаил Якушев.

Вице-президент «ВымпелКома» напомнил: когда человек пропадает, его родственники сначала звонят в полицию и спасательные службы, а второй звонок поступает именно в колл-центры сотовых операторов с просьбой определить его геолокацию или выяснить где он выходил на связь в последний раз.

«И здесь как раз есть целый набор проблем, которые мы можем решать, как операторы связи. Мы готовы быть плечом, на которое можно опереться. Но здесь целый набор сложностей, как юридического порядка – когда данные о геолокации просто и быстро не могут быть предоставлены в силу ограничения законодательства, даже если это связано с работой МВД, и во-вторых, все-таки есть разобщенность и между операторами, и географическая разобщенность. Поэтому задача в том, чтобы наши усилия объединять», - сказал Михаил Якушев.