Пройден основной этап согласований дорожной карты НСКК с федеральными органами исполнительной власти

13 сентября в Агентстве стратегических инициатив (АСИ) состоялось итоговое заседание рабочей группы по дорожной карте «Создание национальной системы компетенций и квалификаций» (НСКК). 

В заседании принимали участие сотрудники Минобрнауки России, Минтруда и социальной защиты России и Минэкономразвития России, а также представители профсоюзов. 

Задачей заседания было итоговое формулирование позиции рабочей группы после всех согласований, которые дорожная карта прошла в министерствах и ведомствах (в первом круге согласований участвовало 21 ведомство, во втором – 8). Эта позиция будет представлена вместе с дорожной картой и таблицей разногласий с министерствами и ведомствами на наблюдательный совет Агентства. 

По итогам рассмотрения рабочей группой разногласий с министерствами и ведомствами по дорожной карте была сформирована следующая позиция

Обязательное выделение ремесленников, как отдельной группы предпринимателей с целью легализации самозанятого населения. Необходимо законодательно вводить понятие «ремесленничество», чтобы ремесленная деятельность была легитимизирована. При определении понятия необходимо опираться на существующий международный опыт выделения ремесленников в отдельный вид деятельности, а также региональные практики поддержки ремесленничества. 
Обратить внимание на пункт дорожной карты, предусматривающий международную миграцию и привлечение в страну высококвалифицированных специалистов с международного рынка труда. Этот пункт демонстрирует открытость российских рынков труда, повышая инвестиционную привлекательность России и регионов. 
Разработать законодательные изменения в области регулирования дистанционной занятости в России с учётом изменений трудового и гражданского права в области удалённой работы через интернет. 
Рассмотреть возможность создания единого национального фонда, координирующего и регулирующего работу профессиональных сообществ на территории России. Предложить заинтересованным участникам рабочей группы представить конкретные модели фонда. Настаивать на обязательном выделении в рамках бюджетов государственных программ не менее 4%-х бюджета на подготовку кадров по примеру государственных программ развитых стран. 
Согласно запросу от государства и бизнеса, обратить особое внимание на минимизацию разрыва между предложением и спросом на рынке труда. В настоящее время не существует ведомства, которое бы отвечало за проблему прогнозирования требуемого количества необходимых компетенций и планирования образовательных услуг. Кроме того, существующие подходы к прогнозированию потребности экономики в квалифицированных кадрах нуждаются в модернизации. Нынешний подход формирования контрольных цифр приема на бюджетные места, исходя из опроса работодателей, не работает так, как хотел бы бизнес. Важно иметь прогноз рынка труда в компетенциях и квалификациях на 5-10 лет вперед, переходить на форсайт-технологии. 
Необходимо выделить родителей, как целевую аудиторию профориентационных программ, так как именно они в большей степени определяют, куда идут учиться дети. В связи с этим необходимо разработать концепцию развития профессиональной ориентации и управления профессиональным ростом в Российской Федерации для родителей. И поднимать вопрос о профориетнации на уровень Правительства Российской Федерации. 
Обеспечить в рамках существующего законодательства наличие полномочий попечительских советов высших учебных заведений (в части решения по компенсации и оценке всех руководителей, контроля бюджетных средств, утверждения состава государственной аттестационной комиссии). Предусмотреть вхождение в состав советов не менее 30% представителей регионального бизнеса, как заказчика кадров. Новый закон об образовании пока не дает Министерству образования и науки РФ никаких инструментов влияния в этом поле. 
В части финансирования дорожной карты избегать создания мероприятий, требующих дополнительного финансирования, но при этом включать в дорожную карту мероприятия, которые могут быть профинансированы из схожих действующих и уже профинансированных государственных программ, а также обратиться с просьбой к Минэкономразвития России состыковать мероприятия по НСКК с возможностями бюджета. 
Разработать закон о квалификациях и компетенциях, создать нормативное поле под профстандарты, сертификацию, установление уровней квалификацийСоздать межведомственный совет при Правительстве Российской Федерации по НСКК, задачей которого было бы согласование межведомственного взаимодействия по тем вопросам, которые не решаются в рамках одного ведомства или за которое ни одно из ведомств ответственности не несет. 


Комментарии

Дмитрий ПесковВ своем вступительном слове директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков отметил следующее: 

«В настоящее время у нас пройден основной этап согласований дорожной карты с министерствами и ведомствами. 

Достигнута договорённость с Председателем Правительства Российской Федерации о проведении им при необходимости согласительного совещания по нашей дорожной карте ещё до вынесения её на наблюдательный совет АСИ и доклада Президенту Российской Федерации. 

Это означает, что сегодня рабочая группа должна принять для себя очень важное решение о том, где мы можем согласиться с позицией отдельных министерств и ведомств, а где мы готовы идти до конца, отстаивая свою позицию. 

Дорожная карта уже начала активно реализовываться «в общественно-предпринимательском режиме», отдельные группы, которые участвовали в разработке положений дорожной карты, научились договариваться друг с другом, и там, где нет обязательства согласовывать положения дорожной карты с министерствами или ведомствами, начали её реализацию». 

Он также сообщил, что участники рабочей группы НСКК обладают полномочиями по оценке действий ведомств в реализации мероприятий дорожной карты. 

«Рабочая группа сохранится и будет оценивать результативность деятельности ведомств и разделять те ситуации, когда поручения Президента или отдельные мероприятия, включённые в дорожную карту, выполнены формально, и когда они выполнены сущностно. Если рабочая группа будет считать, что мероприятия выполнены формально, то у неё есть полномочия это публично заявлять в открытом диалоге с представителями министерств и ведомств. В нашей стране ещё не было практики, когда бы государство настолько поворачивалось лицом к бизнесу, и мы, как Агентство, будем максимально помогать в реализации всех этих мероприятий», - подчеркнул директор направления «Молодые профессионалы» АСИ


Алексей РепикРуководитель рабочей группы по созданию национальной системы компетенций и квалификаций Алексей Репик заявил, что, несмотря на сложность дорожной карты, и по содержанию, и по реализации, уже видны результаты. 

«Практика показывает, что совершенно недостаточно интегрировать позицию бизнеса и экспертного сообщества в регламентирующий документ, поскольку правоприменительная практика зачастую существенно отличается от того, что мы вместе закладываем, как цель деятельности. 


Агентство стратегических инициатив существенно больше задействовано в мониторинге реализации текущих дорожных карт, чем даже собственно в продвижении дальнейших инициатив, и надо сказать, что процесс этот не всегда простой и далеко не всегда объективно успешный. 

В то же время, наш продукт – это компромиссная позиция экспертного и бизнес-сообщества, и за каждым из пунктов дорожной карты стоит совершенно конкретное желание изменить ситуацию в стране к лучшему».