Агентство стратегических инициатив (АСИ) представляет лучшие мировые практики по адаптации туристической отрасли в условиях пандемии коронавируса. Данные основаны на рекомендованных практиках от Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) – выборка сделана на основе анализа мер из 83 стран и на аналитическом отчете по странам ОЭСР «Tourism Policy Responses».
Также использовалась информация от Международной ассоциации научных экспертов по туризму (AIEST). В подборке представлены 19 стран: Португалия, США, Великобритания, Канада, Австралия, Турция, Колумбия, Германия, Южная Корея, Бразилия, Гонконг, Исландия, Испания, Италия, Китай, Франция, Хорватия, Чили, Швеция.
Кроме того, в документе приводятся рекомендации Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) по стратегиям поддержки туризма государствами. Рекомендации описывают три вектора действий: управление кризисной ситуацией и минимизация негативных последствий; разработка стимулирующих мер и акселерация выхода из кризиса; подготовка в будущему.
Факты и цифры
Пандемия и введенные странами ограничения привели к тому, что туризм стал одной из наиболее пострадавших отраслей. При этом он занимает важнейшую роль в глобальной экономике, обеспечивая вклад более 10,3% мирового ВВП, формируя более 28% мирового экспорта услуг и создавая каждое десятое рабочее место в мире (330 млн. человек). Туризм оказывает мультипликативное влияние на занятость в 53 смежных отраслях, включая отели и гостиницы, транспорт, сельское хозяйство, финансы, строительство.
В России туризм также играет значительную роль в экономике страны и регионов и, по оценкам экспертов, обеспечивает занятость более четырех млн. чел. (5,6% от общей занятости). При этом, по данным на 2019 год, 5% экономики страны приходилось на туризм, вклад в ВВП составлял 5,5 трлн. руб.
По данным организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ограничения на поездки, введенные для сдерживания пандемии, серьезно сказались на общемировом туризме, который, как ожидается, сократится на 45% в 2020 году. По оценкам экспертов, влияние пандемии на туризм имеет в пять раз более разрушительные эффекты, чем глобальный финансовый кризис 2008 года.
Около 80% всех туристических предприятий как в мире, так и в России – это предприятия малого и среднего бизнеса, которые не имеют достаточных финансовых резервов для самостоятельной борьбы с кризисом и сохранения рабочих мест. Опыт предыдущих кризисов показывает, что при правильной поддержке туризм может стать одним из важных катализаторов восстановления всей экономики.
Лучшие мировые меры поддержки
1. Финансовая помощь малому и среднему бизнесу - субсидии, гранты и беспроцентные кредиты для поддержки ликвидности компаний
Португальское агентство Turismo de Portugal создало линию поддержки в размере €60 млн для туристических микропредприятий, оказавшихся в беде.
В Южной Корее малые и средние туркомпании могут получить льготное беззалоговое финансирование на общую сумму $8,1 млн по низкой процентной ставке (1%).
В Гонконге около 1350 турпродуктов получили финансовую поддержку от Противоэпидемического фонда в рамках программы субсидирования турагентов. Каждый удовлетворяющий критериям турагент может получить единовременную субсидию - более $10 тыс. Для получения выплат зарегистрировались 98% всех лицензированных в Гонконге турагентов.
2. Субсидирование зарплат сотрудников
Правительство Великобритании запустило схему поддержки туристических дестинаций - Destination Management Resilience Scheme. Она должна сохранить персонал, работающий с клиентами и поддержать связь турорганизаций с ними. На финансирование организаций по маркетингу туристических направлений - Destination Management Organisations – выделили почти €1,5 млн. Турбизнес может обращаться за поддержкой для покрытия расходов на содержание не более двух сотрудников с выплатой до €2,8 тыс. на одного работника в месяц, а также расходов работодателя по страхованию и пенсионным взносам в течение трех месяцев.
3. Налоговые каникулы, льготы и отсрочки
В Турции приостановили выплаты в фонды социального страхования и отчисления НДС на шесть месяцев в различных секторах, включая турагентства. Сбор налога на проживание перенесли на ноябрь 2020 года. Также турецкие власти на шесть месяцев приостановили выплаты, связанные с правом аренды отелями и выплатами доли выручки. НДС на рейсы внутренних авиакомпаний снижен с 18% до 1% в течение трех месяцев.
В Германии компаниям разрешили отсрочить налоговые платежи до 31 декабря.
4. Отмена отчислений на социальное обеспечение с зарплат работников
В США отложили выплаты по налогам на социальное обеспечение для работодателей и самозанятых до 1 января 2021 года.
В Испании для малых и средних предприятий, не увольняющих работников, отменили требования о взносах на социальное обеспечение. Самозанятые, чей доход снизился на 75% и более, получат субсидию и будут освобождены от уплаты налога на соцобеспечение.
В Швеции до 30 июня сократили взносы работодателей на социальное обеспечение, выплачивается только пенсионный взнос по старости.
5. Коммуникационные и маркетинговые кампании для формирования отложенного спроса и продвижения дестинаций
В Южной Корее правительство стимулирует потребление с помощью выпуска скидочных купонов, которые можно использовать для компенсации расходов на туризм.
В Австралии перезапустили кампанию по развитию внутреннего туризма Holiday Here This Year. На сайте собраны маркетинговые инструменты, которые туротрасль может использовать для восстановления спроса.
6. Создание цифровых платформ-навигаторов, консолидирующих информацию о туристической отрасли и мерах поддержки для помощи компаниям в принятии управленческих решений
Федеральный госцентр передового опыта в области туризма Германии запустил платформу по мониторингу влияния коронавируса на отрасль. Навигатор собирает и размещает информацию для туркомпаний, включая данные по конкретным отраслевым мерам, принятым правительством, а также новости и анализ ситуации в индустрии туризма во всем мире. На сайте работает «барометр настроения в секторе туризма», где ежедневно отображаются бизнес-ожидания в туристической отрасли.
7. Обучение компаний туристической отрасли созданию новых продуктов, продвижению, цифровым технологиям
В Колумбии запустили тренинги для компаний турсектора по антикризисному управлению, а также чаты для мониторинга ситуации в отрасли и реагирования на запросы предпринимателей.
8. Использование инфраструктуры турсектора в борьбе с коронавирусом
Португалия, Франция, США, Великобритания и Колумбия предоставляют средства коллективного размещения для медиков, правоохранителей и сотрудников вспомогательных служб, борющихся с пандемией. Например, Ассоциация отельеров Колумбии COTELCO предоставила 5,6 тыс. номеров своих 70 дочерних отелей в 22 муниципалитетах под нужды правительства в ликвидации коронавируса.
Меры поддержки в России
В нашей стране пока приняты ограниченные меры по поддержке туризма. Регионы сокращают расходы на антикризисный маркетинг, который мог бы смягчить падение и способствовать быстрому восстановлению туротрасли. Сегодня туризм фактически парализован. АСИ предоставит на рассмотрение правительства России предложения по дополнительным мерам поддержки туротрасли, в том числе туроператоров, отельеров, круизных и транспортных компаний.
Например:
Отсрочка до конца 2020 года по выплатам налогов за 2019 год – туризм подошел к кризису в самый низкий, нетуристический сезон, поэтому не успел сформировать минимальные финансовые резервы
Налоговые каникулы на 2020 год
Отсрочка лизинговых платежей для автобусных компаний, перевозящих туристовПредложения по быстрому восстановлению турпотока – система ваучеров и сертификатов для туристов с частичным бюджетным субсидированием от государства и дисконтными предложениями от бизнеса
Создадим новые возможности для внутреннего туризма вместе: вы можете направить предложения по дополнительным мерам поддержки туристической отрасли по адресу tourism@asi.ru, а также разместить лучшие практики в сфере туризма на платформе «Смартека».