АСИ в рамках инициативы Go Global опросило компании-экспортеры о вызванных из-за пандемии коронавируса трудностях, в опросе участвовали свыше 200 компаний из более чем 60 регионов России.
Опрос показал, что экспортная деятельность почти 50% компаний снизилась из-за пандемии. Еще больше 30% фирм полностью прекратили экспорт. При этом больше 15% компаний не ощутили изменений в работе из-за коронавируса, а 4% фирм даже расширили свои возможности.
Главные проблемы, с которыми столкнулись компании во время пандемии:
· Усложнение логистики, в том числе увеличение сроков, стоимости доставки и задержки в работе таможенных служб
· Временно введенные запреты и ограничения, например, запрет на вывоз агропромышленных товаров и запрет въездного туризма
· Отсутствие прямых контактов с потенциальными партнерами, клиентами и заказчикам, ограничения участия в международных мероприятиях
· Падение спроса со стороны заказчиков
· Изменения валютного курса
При этом больше 45% компаний отметили, что смогут работать в текущих условиях столько, сколько потребуется. Еще почти 30% заявили, что продержатся не больше двух месяцев, а 25% - не больше месяца.
По словам представителей более 50% компаний, они знают о мерах поддержки экспортеров, но при этом часть из фирм не планирует за ними обращаться. Более 70% компаний отметили, что поддержка от институтов развития не оказала существенного влияния на состояние бизнеса, оставшиеся 30% увидели положительный результат.
Наиболее востребованная поддержка компаниям:
· помощь в поиске партнеров за рубежом - больше 25%
· компенсация финансовых затрат, связанных с продвижением продукции – еще 25%
· маркетинговая поддержка – свыше 15%
· информационная и консультационная поддержка – еще более 15%
· административная и GR поддержка - 10%
· иная поддержка - 5%
Основные причины, по которым компании не планируют обращаться за поддержкой к институтам развития:
· Поддержка оценена как недостаточная или бесполезная
· Забюрократизированность и сложность получения поддержки на этапе подачи заявки, большое количество условий и критериев, которым должна соответствовать компания
· Сложная и избыточная система отчетности, которая усложняет процесс получения поддержки
Компании, которые обращались к институтам развития, также назвали главные сложности на этапе подачи заявки:
· Сложность и забюрократизированность заявочных процедур, условий и критериев
· Отсутствие информации о процедуре подачи заявки, а также обратной связи с разъяснениями
· Непонятно содержание мер поддержки
Кроме того, компании рассказали о сложностях на этапе рассмотрения заявки:
· Длительный срок рассмотрения заявки, из-за этого поддержка теряет свою актуальность
· Отсутствие обратной связи при отказе
Из-за пандемии свыше 15% компаний перевели свою работу в онлайн, еще больше 50% готовы трудиться в таком формате. Среди сложностей, которые вызывает переход в онлайн, фирмы назвали:
· Невозможность перевода всех услуг в онлайн – например, туристические, беспилотные работы, производство, а также потребность предварительного тестирования формата
· Необходимость привлечения специально обученных сотрудников, разработки дополнительных маркетинговых материалов для работы онлайн