Практику «Смартеки» по синхронизации запросов бизнеса и студентов внедрили в шести регионах

Пилотная команда колледжей в Алтайском крае, Республиках Бурятия и Алтай, Новосибирской, Владимирской, Ульяновской областях внедрили практику «Развитие объединенных экспертных команд в интересах кадрового партнерства колледжей и бизнеса».

Проект поддержало Агентство стратегических инициатив. Для распространения в субъектах его разместили на платформе обмена успешными практиками «Смартека». Благодаря реализации проекта только в одном учебном учреждении востребованность выпускников у работодателей возросла в 1,7 раза.

Суть практики в том, чтобы обучить команды колледжей и университетов стать модераторами в выстраивании отношений между студентами, преподавателями и компаниями.

Кто главные кандидаты на роль модераторов?

С одной стороны, преподаватели, которые вместе со студентами думают о будущем и готовы помогать выстраивать отношения с бизнесом. Но, с другой, главными драйверами в практике выступают сами студенты, которые ведут основные переговоры с бизнесом, формируют договоренности и предлагают их для применения руководителю колледжа и компании. «Модератор» им помогает сделать это более эффективно.

«Когда студент–первокурсник, получив задание от педагога, идет в компанию по профилю своей специальности, он напрямую от бизнеса узнает те понятия, компетенции, требования, по которым его будут оценивать на рабочем месте. С этими знаниями он возвращается к колледж, университет, чтобы вместе с модератором подумать и выбрать, чему необходимо обучаться, как это отражено в программе обучения и что возможно/необходимо внедрять в учебный процесс при помощи прямой договоренности с бизнесом», - рассказывает автор проекта, научный руководитель группы проектов «Карьера в России», эксперт платформы «Смартека» Сергей Гиль.

По его словам, для построения устойчивой карьеры студентам важно уметь договариваться «на троих». У студентов должны быть хорошие отношения с миром тех работодателей и компаний, в котором они проектируют свой трудовой и карьерный путь. Одновременно студентам крайне необходим доверенный преподаватель, который подскажет, как презентовать себя и свои компетенции рынку И, наконец, молодому человеку важно понимать самого себя и свои возможности. Трехсторонний диалог и взаимодействие с преподавателями и бизнесом – лучшая платформа для развития самосознания и понимания своей ценности. 

Почему в проекте «студент - главный», а начинать работу надо с поиска активных педагогов?

Сергей Гиль рассказывает, что задача команды практики - найти 3-5 преподавателей в колледжах и университетах, для которых тема доверия и поддержки студентов - не афоризм, а норма.

«Мы не ставим себе цель заинтересовать педагогов, мы работаем только с теми, кто уже имеет это базовое стремление помогать студентам. Найти этих людей помогают сами студенты, так как именно к ним они ходят за советами и именно их мнение для них является авторитетным», - отметил эксперт.

Ресурс «доверенных педагогов» в любой образовательной организации ограничен. В силу конвейерной, погодовой логики учебного процесса, не более 15% преподавателей становятся для ребят доверенными партнерами на все годы обучения. Они и выступают платформой для эффективных коммуникаций между студентом с внешним миром, в частности, с будущим работодателем.

Сергей Гиль признается, что этот проект «не для всех»: им заинтересовываются те учебные заведения, которым важно, чтобы вокруг была экосистема партнерства с бизнесом. Команда практики сама обучает студентов своей методике и в течение года обеспечивает ежемесячную супервизию.

«В своем проекте мы предусмотрели службу поддержки, чтобы проговаривать, обсуждать, понимать все спорные моменты. Студенту для нормального движения нужна здоровая атмосфера рефлексивного диалога и доверительного разговора с умными взрослыми. Такой мы ее и создаем вместе с коллегами, точнее, поддерживаем: педагог помогает студенту освоить технологии, студент начинает коммуникацию с бизнесом, мы помогаем снять риски, страхи, предупредить типичные ошибки и подготовиться к эффективным переговорам и конструированию быстрых и лучших решений для внедрения», - рассказывает он.

Вся экспертная команда «Карьеры в России» вместе со студентами, модераторами и бизнесом отбирает и внедряет форматы для дальнейших действий: стажировки, тренинги, полигоны, которые одинаково интересны сторонам и результативны.

«Это заставляет нашу команду в высоком темпе генерить самые привлекательные и эффективные форматы деятельности нас самих. Поэтому у нас вы найдете «Предпринимательскую деревню», «Кадровый подиум», «Skills-хакатон», «Полигон профессиональных проб и карьерных стартапов» и даже «Неярмарку вакансий». Это инструменты их багажа модераторов», - отмечает Гиль.

По словам одного из реципиентов, и. о. директора «Алтайской академии гостеприимства» Елены Лобановой, благодаря реализации проекта востребованность выпускников академии у работодателей возросла в 1,7 раза.

«Технологическая конференция «Предпринимательская Деревня 2021 на Алтае», которую проводил Сергей Гиль, позволила на качественно новой основе организовать практическую подготовку выпускников Алтайской академии гостеприимства, синхронизировав запросы бизнеса, студентов и государства. Запущен проект «Карьерный подиум для выпускников», в который вовлечены 790 выпускников 2021 года и 69 предприятий Алтайского края. Успешные практики, которые транслировал Гиль, уже сегодня нашли отражение в плане работы академии на следующий учебный год и коснулись профориентационной работы, оптимизации учебной имитационной фирмы академии и трудоустройства выпускников», - рассказала Елена Лобанова.

«Использование инструментов и практик «Карьера в России» позволило студентам Алтайского транспортного техникума участвовать в открытом диалоге образования и бизнеса, предоставив стажерам полигонов реальные возможности для осуществления профессиональных проб, карьерных и предпринимательских стартапов. Это помогло сформировать эффективную траекторию личностного и профессионального роста выпускника», - отметила директор «Алтайского транспортного техникума» Инна Павловская.

Сейчас идет плановая работа по масштабированию проекта. Более 40 директоров, заместителей директоров, 200 преподавателей и 300 студентов учреждений профессионального образования обучились применению технологий кадрового партнерства для бизнеса, колледжей и студентов. Участники проекта за время внедрения практики расширили имевшийся пул кадровых партнеров более чем на 30%, верифицировали дорожные карты кадрового партнерства образовательных организаций с компаниями малого, среднего, крупного бизнеса региона. В мероприятиях проекта приняли участие более 3 тыс. студентов среднего профессионального образования, более 10 тыс. школьников.