В Уфе рассмотрели маркетинговые стратегии моделей «колледжей-заводов» России

Во время финала IX национального чемпионата «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) в Уфе прошла экспертная сессия АСИ «Маркетинговые стратегии в новой модели «колледж-завод». Участники сессии обсудили, какие проблемы есть у организаций среднего профессионального образования (СПО) в продвижении на рынке своих продуктов и как их решить. Также эксперты рассмотрели успешные кейсы, которые помогут реализации модели «колледжей-заводов» в России.

Проект создания малых бизнес-предприятий на базе колледжей был представлен на форуме «Сильные идеи для нового времени», организованном АСИ и Фондом Росконгресс в прошлом году. Цель инициативы – создать конкурентноспособное производство и первые рабочие места в колледжах для выпускников. Проект поддерживается АСИ, он включает пакет законодательных изменений по организации бизнеса на базе образовательных организаций.

«Это достаточно большой импульс для развития СПО. Эта модель максимально хорошо вписывается в условия, когда у СПО нет крупных бизнес-партнеров и дополнительных вливаний извне, когда образование не получает сильную поддержку бизнеса. Проект получил поддержку Минпросвещения и Минобрнауки», - заявила директор Центра инициатив направления «Молодые профессионалы» Жанна Кадылева.

«Мы делаем ставку на то, что хорошая основа у большинства образовательных организаций уже есть, и на первый план выходят вопросы взаимодействия с внешней средой и маркетинг образовательных организаций. По оценкам экспертов, это одно из слабых мест колледжей сегодня.  Есть разные подходы – выделение отдельных подразделений, создание АНО. Мы сейчас изучаем и обобщаем этот опыт», - сказала Жанна Кадылева.

Она добавила, что проект колледжей-заводов учитывается программой Минпросвещения «Профессионалитет», которая стартует в 2022 году и затронет порядка 150 тыс. студентов организаций СПО.

Директор департамента госполитики в сфере СПО и профобучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин отметил, что для реализации проекта необходимо внести изменения в налоговое законодательство, решить проблемы с построением производственной цепочки в организациях СПО. Он подчеркнул, что для учебной деятельности должно использоваться настоящее производственное оборудование, чтобы студенты могли получать передовой опыт.

Директор Московского государственного образовательного комплекса Игорь Артемьев отметил, что сейчас вместе с командой АСИ разрабатываются изменения в законодательство для реализации инициативы, а также готовится к запуску «пилот» по внедрению МСП в колледжах. Предполагается, что субъекты МСП будут принимать заказы на необразовательные услуги, которые имеются по направлениям самих образовательных организаций.

Замгендиректора - технический директор «Агентства развития профессионального мастерства» (Ворлдскиллс Россия) Алексей Тымчиков подчеркнул, что сейчас перед профсообществом стоит задача сформировать у студентов профессиональный трек и помочь им ориентироваться на кадровом рынке. По его словам, для успешной деятельности нужно формировать пул управленцев в образовательных организациях, иметь навыки и компетенции работы с рынком, поддерживать культуру выплаты налогов.

Руководитель группы проектов «Карьера в России» и президент научно-образовательного благотворительного фонда «Интеллектуальный альянс» Сергей Гиль предложил пять маркетинговых идей, которые могут помочь реализации колледжей-заводов на практике.

  1. «Рынок внутри»: за счет избыточности кадрового партнерства по схеме «два студента-три партнера» возможно формировать рынок для предпринимательской и экономической деятельности в колледжах

  2. «Студент – драйвер и партнер»: передача студентам роли ключевого субъекта профдеятельности и предпринимательских инициатив в колледже. Подобный опыт применяется в Германии и Финляндии

  3. «До обеда обучаем – после обеда зарабатываем»: речь идет о сервисных мастерских, где студенты работают с населением в послеобеденное время, и о предпринимательских практиках.

  4. Нормативная модель повседневного маркетинга, продаж и мотивации для преподавателей и студентов

  5. Сетевое сотрудничество предпринимательских колледжей и амбассадоров образовательной коммерции через предпринимательские игры колледжей и мастерские кадрового партнерства

Директор Академии цифровых технологий Санкт-Петербурга Дмитрий Ковалев заявил о готовности организации подготовить для колледжей мини-инструкцию по маркетинговому продвижению. Первый проректор Международного института дизайна и сервиса Максим Усынин предложил подумать об агентской модели, чтобы работать со студентами как с самозанятыми, где колледж будет играть координирующую роль и роль установщика стандартов качества.

Он отметил, что в колледжах также должны быть команды по исследованию пользовательского опыта как студентов, так и их родителей. Участники сессии также подчеркнули важность поиска собственных ниш и бизнес-моделей для разных типов колледжей-заводов в России.