Поддержку креативных индустрий обсудили на заседании профильной комиссии Ассоциации менеджеров

На первом заседании комиссии по развитию креативных индустрий Ассоциации менеджеров эксперты обсудили выпущенный в прошлом году Агентством стратегических инициатив (АСИ) Атлас креативных индустрий. В нем представлено количественное исследование влияния креативных индустрий на экономику страны с опорой только на официальные статистические данные. Итогом стала приближенная оценка их вклада в экономику России на всех уровнях. В документе детализированы 14 направлений креативных индустрий, описанных ООН, а также добавлены новые, например, гастрономия.

«Атлас является первым системным осмыслением роли креативных индустрий нашей страны как отдельного сектора экономики. Он содержит детальную информацию об экономическом вкладе предприятий креативных индустрий во всех территориальных субъектах. Это мета-исследование, в котором отражен расчет вклада отдельных видов креативных индустрий в экономику российских муниципалитетов и регионов», – рассказал о проекте руководитель проектов центра практик качества жизни АСИ Илья Токарев.

Руководитель Роскультцентра, директор фест-форума «Российская креативная неделя» Марина Абрамова отметила, что развитие креативных индустрий возможно, когда творческий процесс становится доходным бизнесом, а креативная идея успешно монетизируется.

«Нам важно создавать комфортные условия для работы людей творческих профессий, чтобы креативные специалисты не уезжали в столицы и за рубеж, а профессионально реализовывались в своих городах. Кредитование малого бизнеса, грантовая поддержка, создание особых экономических условий в регионах, развитие арт-резиденций – это комплекс необходимых мер, о которых мы мало говорим, поэтому сегодняшняя дискуссия очень важна», – рассказала спикер. Кроме того, Марина Абрамова отметила, что люди, вовлеченные в различные творческие сферы, зачастую не осознают себя креативным сектором и не патентуют свои разработки, соответственно, у них нет фундамента и правильной «упаковки» для выхода на рынок.

Генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаканов считает, что «творческих людей нужно вывести в публичное поле, объяснить, насколько важна их деятельность».

Советник генерального директора по устойчивому развитию компании «Северсталь» Наталья Поппель затронула вопрос финансирования креативных индустрий, рассказав о венчурном фонде и их опыте поддержки проектов – как федеральных, так и региональных.

«Развитие креативных индустрий – это наш вклад в устойчивое развитие регионов присутствия. Мы создали уникальную систему управления креативностью, которая основывается на трех принципах: помогать сотрудникам выполнять свою работу наилучшим образом, стимулировать креативность и внутреннее инновационное предпринимательство, привлекать клиентов как креативных партнеров», – сказала Наталья Поппель.

Одним из институтов поддержки творческих команд России стал Президентский фонд культурных инициатив. Во время проводимого в 2021 году конкурса они получили социологический срез о людях, ассоциирующих себя с креативными индустриями.

«Из 84 регионов России было подано больше 12,5 тысяч заявок на 84 миллиарда рублей, 22 миллиарда указаны как софинансирование, предложенное грантополучателями. Это те деньги, которые проектные команды и их партнеры готовы вложить в экономику», – привел цифры гендиректор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов. Подать заявки в фонд могут не только НКО, но и коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и муниципальные организации.

Для чего крупному бизнесу погружаться в тему креативных индустрий, на примере компании «Металлоинвест» рассказал директор департамента корпоративных коммуникаций Антон Трошин. По его словам, это, прежде всего, создание благоприятной среды в городах, где работают их предприятия, создание атмосферы, в которой люди хотят жить, работать и развиваться.

Говоря о креативных программах развития малых городов, директор по коммуникациям компании «Еврохим» Владимир Торин отметил, что для креатива в маленьком городе «нужно замкнуть треугольник — власть, бизнес и общество - и создать интересную для всех сторон «фишку», выявить особенность земли, этого города».

По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по экономической политике Дениса Кравченко, по прогнозам аналитиков при стабильном развитии креативных индустрий их вклад в ВВП страны может составить 8-8,5 % ВВП. Но для этого надо скорректировать правовое поле, в том числе налоговое и трудовое законодательство.

Денис Кравченко выступил с инициативой провести на площадке Госдумы круглый стол по поддержке креативных индустрий.