Предприниматели отметили отсутствие спроса на их товары и услуги со стороны людей с инвалидностью

Около половины представителей бизнеса убеждены, что среди людей с инвалидностью спроса на услуги и товары их компаний нет, отмечается в исследовании аналитического центра НАФИ. Директор дивизиона «Качество жизни» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Александр Пироженко отметил, что такие данные говорят о недооценке размеров целевой аудитории и потребительской активности лиц с особенностями здоровья.

В исследовании аналитического центра НАФИ, проведенном в апреле 2022 года по проекту АСИ «Открыто для всех», приняли участие 1 002 представителя различных сфер бизнеса. Выборка отражает распределение компаний по федеральным округам, а также включает квотирование по размеру бизнеса. Одновременно было опрошено 1,5 тыс. людей с инвалидностью.

Около половины представителей бизнеса убеждены, что среди людей с инвалидностью спроса на услуги и товары их компаний нет. 59 % предпринимателей считают, что спрос почти отсутствует среди инвалидов по зрению, 57 % - среди инвалидов с ментальными нарушениями, 51 % - среди инвалидов по слуху, 44 % - среди инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, отмечается в материалах исследования.

Однако результаты опроса среди людей с инвалидностью говорят о наличии спроса: они хотели бы активнее пользоваться услугами, предоставляемыми бизнесом. Наибольший интерес представляет сфера досуга и развлечений (52 % опрошенных людей с инвалидностью, которые не пользуются этими услугами сейчас, хотели бы это делать). Каждый третий человек с инвалидностью (36 %) хотел бы стать клиентом отелей, кафе, ресторанов. Именно эти сферы являются высоко востребованными в случае их адаптации.

По мнению Александра Пироженко, эти цифры говорят о «серьезной недооценке размеров целевой аудитории и потребительской активности лиц с особенностями здоровья». Зарубежная статистика показывает, что внедрение инклюзивных практик увеличивает прибыльность компаний.

Представители российских компаний, которые уже реализуют меры адаптации своих товаров и услуг для людей с инвалидностью (68 %), заметили результаты этой работы. Однако те, кто еще не включен в инклюзивную повестку, готовы внедрять практики лишь при дополнительных мерах поддержки государства, таких как целевое финансирование, налоговые послабления, компенсация затрат на адаптацию. Также предпринимателей беспокоят административные сложности по получению господдержки, высокие технические требования, затратность адаптационных мер.

«Нам нужно выявить барьеры, с которыми сталкивается бизнес при создании инклюзивной среды, понять, где и как мы могли бы помочь ему в адаптации. Очень надеюсь, что с экспертами мы найдем эти решения. Это одна из задач проекта «Открыто для всех», который АСИ реализует в рамках Национальной социальной инициативы», - отметил Пироженко.

Полные результаты исследования представят 2 июня в Москве на площадке Лаборатории инклюзивного бизнеса, организованной АСИ в рамках Форума решения социальных задач. Комплекс мер, выработанных в ходе дискуссий по проекту, планируют направить для дальнейшей работы в правительство РФ и Госдуму.