Семинар «Курс на Инвестиции» для Южного и Северо-Кавказского федеральных округов прошел в Астрахани

Второй семинар Агентства стратегических инициатив «Курс на Инвестиции» для Южного и Северо-Кавказского федеральных округов состоялся в Астрахани 6 июня.

Представители органов власти и экспертных групп обсудили первые итоги пилотной апробации Национального рейтинга состояния инвестклимата в субъектах РФ, меры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также лучшие практики регионов по работе с инвесторами.

Э.Полянская

С приветственным словом к участникам семинара обратилась заместитель председателя Правительства, министр экономического развития Астраханской области Элина Полянская:

«Астраханская область уже давно и активно занимается экономическим и инвестиционным развитием региона. Но благодаря АСИ мы теперь имеем четкую систему, позволяющую проводить эффективную работу по привлечению инвесторов».

А.Стеценко

Важность развития инвестиционного климата также подчеркнул в своем выступлении главный федеральный инспектор по Астраханской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Александр Стеценко. Отметив проделанную регионами работу по внедрению инвестиционного стандарта,  он выразил надежду на появление аналогичного стандарта для муниципальных органов власти.

«Внимание, которое уделяется администрацией Президента теме привлечения инвестиций в российскую экономику, достаточно велико. Но что мне лично кажется особенно важным — это повышение качества муниципального управления, как в сфере инвестиций, так и в области поддержки малого и среднего предпринимательства», — пояснил главный федеральный инспектор.
 В.Адаева

Тема развития муниципального уровня власти еще не раз поднималась на семинаре, в том числе и в обсуждении первых результатов Национального рейтинга, которые представила заместитель корпоративного директора АСИ Вера Адаева. «Нам часто задают вопрос: как региональные власти могут отвечать за весь инвестиционный климат, ведь часть показателей рейтинга относится к оценке федеральных и муниципальных властей?

Но нужно помнить, что инвестиционный климат — это всегда совокупность показателей, и предпринимателям все равно, какой уровень власти оказывает услугу — им нужен результат, и именно его они оценивают в рейтинге».
Несмотря на то, что в пилотной апробации рейтинга участвовали только 3 региона из ЮФО и СКФО — Краснодарский край, Ростовская область и Ставрополье — его результаты и методология расчета вызвали бурное обсуждение аудитории, готовящейся к общенациональному рейтингу уже  в ноябре этого года.

Комментируя результаты рейтинга по каждому блоку оценки, спикер отметила проблемные точки для большинства регионов: доступность мер поддержки для малого и среднего бизнеса, наличие трудовых ресурсов, телекоммуникационные услуги и дорожная сеть.

Вера Адаева подчеркнула: «Низкие позиции в рейтинге — это не плохая оценка, а поле для возможностей. Мы видим, что рейтинг действительно работает: во многих регионах ставятся конкретные сроки по устранению выявленных недостатков, губернаторы встречаются с ответственными лицами, проводятся совещания с бизнесом».

А.Хуруджи

Со стороны предпринимателей свое отношение к национальному рейтингу высказал руководитель представительства АСИ в ЮФО Александр Хуруджи.

«Думая о том, что дает мне рейтинг инвестклимата как предпринимателю, я пришел к выводу, что рейтинг — это в первую очередь оценка адекватности региональных властей», — прокомментировал Хуруджи.

— К тому же дух состязательности заставляет регионы переходить к реальным действиям: первая реакция губернаторов — мы попали в 21 пилотный регион! Вторая реакция — почему такие низкие оценки? Предприниматели не правы, у нас же все есть, они просто об этом не знают! Третья — давайте соберем предпринимателей и лично спросим, что им не нравится. И вот это уже серьезное движение вперед».

 Е.Акулич

О мировой практике составления подобных рейтингов рассказал консультант BCG Евгений Акулич. Отвечая на вопрос аудитории о необходимости применения отдельной методологии при наличии проверенных международных рейтингов, Евгений подчеркнул то, что хотя некоторые показатели рейтинга взяты из мировых аналогов, многие из них не всегда применимы в России.

«Эти рейтинги [ред. международные]  в основном оценивают фактические результаты: рабочие места, объем привлеченных инвестиций — их в России оценивает тот же «Эксперт». А мы хотели закрыть ту нишу, которую раньше не оценивали: усилия региональных властей».

В завершении сессии Вера Адаева призвала регионы принять активное участие в работе над общероссийским рейтингом и помочь в составлении пула респондентов: «Мы в сентябре-октябре начинаем формирование выборок. И от этой работы и от позиции, которая будет высказана, будет зависеть инвестиционный климат на ближайшие полтора года».

После обсуждения Национального рейтинга, участники семинара перешли к практическим вопросам, касающимся привлечения инвестиций в регионы.

Александр Хуруджи рассказал о существующих в Агентстве инструментах поддержки лидерских проектов и порекомендовал всем присутствующим предпринимателям обязательно пользоваться подобной поддержкой, особенно выделив предоставляемый АСИ доступ к широкой сети экспертов.

«В связи с тем, что предприниматель не является специалистом во многих сферах государственных услуг, например, в энергетике, медицине, газовой сфере и т.п., наличие доступа к проверенным экспертам, работающим в этой отрасли не первый год, позволяет избежать ненужных проволочек и ошибок», - подчеркнул А.Хуруджи

Л.Левинбук

Сотрудники АСИ Марат Фаттахов и Лия Левинбук презентовали итоги аналитического исследования инвестиционных порталов регионов, а также рассказали о возможностях, которые предлагает Инвестиционный портал регионов России.

 В.Попова

В рамках сессии «Лучшие практики из первых рук» Валерия Попова, заместитель директора по микрофинансированию Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Санкт-Петербурга, рассказала о мерах поддержки малого и среднего бизнеса в северной столице, подробно остановившись на работе Фонда. После описания всех направлений, по которым Фонд уже более 6 лет успешно оказывает поддержку предпринимателям, из аудитории даже начали поступать предложения открыть филиал фонда и в регионах ЮФО и СКФО. «По этому вопросу вам нужно скорее обращаться в ваши региональные Правительства, чтобы организовать аналогичный фонд уже самостоятельно», — рекомендовала Попова.

Продолжая тему лучших практик, с докладом о достижениях Астраханской области по внедрению Регионального инвестиционного стандарта выступила Элина Полянская. «За последние 2 года объем инвестиций в регионе возрос на 60 процентов, мы занимаем первое место в России по темпам роста ВРП и второе по темпам роста промышленного производства. Такому стремительному росту способствует наш комплексный подход: успех одного из экономических направлений становится источником для развития других сфер, создавая новые цепочки добавочной стоимости. Например, сейчас локомотивом развития экономики Астраханской области является нефтегазовый кластер. И он становится стимулом для развития сопутствующих производств, в первую очередь судостроительной отрасли».

Заместитель министра также уделила особое внимание двум лучшим практикам, выделенным в работе области с инвесторами: региональное инвестиционное послание и регламент службы одного окна.

«Успех нашего инвестиционного послания во многом состоит в том, что в него включены максимально конкретные тезисы и реальные поручения органам власти. Например, инвестпослание 2013 года содержит конкретный удельный вес инвестиций в ВРП, которого мы должны добиться», -подчеркнула Э.Полянская.

В.Корсков

Эффективность работы Астраханской области по привлечению инвесторов на собственном примере доказал Владимир Корсков, региональный директор нефтесервисной компании Schlumberger. Отвечая на вопрос аудитории о том, что стало основным стимулом для прихода компании в регион, Корсков подчеркнул, что из всех рассматриваемых потенциальных площадок Астрахань единственная оказала мгновенную и всестороннюю поддержку, начиная от помощи в выборе места строительства, заканчивая личным контролем губернатора.

«Нас подкупило то, что, начиная с момента подписания соглашения о намерениях в 2010 году, губернатор области Александр Жилкин в каждом своем выступлении говорил о нашем проекте как одном из приоритетов региона. И, в конце концов, нам уже некуда было деваться – оставалось только реализовывать», - добавил  В.Корсков.

 Н.Никитина

В свою очередь, руководитель Экспертной группы Астраханской области Наиля Никитина рассказала об особенностях работы Экспертной группы на этапе мониторинга Регионального инвестиционного стандарта и о тех сложностях, с которыми сталкивается группа при контроле за исполнением требований Стандарта.

Но особый интерес аудитории вызвала другая сторона деятельности Н.Никитиной: являясь уполномоченным по защите прав предпринимателей в Астраханской области, она рассказала о типичных проблемах бизнеса во взаимодействии с властями в правовом поле.

«Правовой нигилизм — это одна из основных проблем предпринимателей в регионах, — отметила Н.Никитина. — Нужно воспитывать в предпринимателях отраслевой профессионализм: если ты плотник, то будь любезен знать все основные проблемы и возможные сложности, которые у тебя могут возникнуть, а не только истории успеха».

Семинар завершился расширенным практическим блоком по упаковке инвестиционных проектов под управлением Олега Баранника, директора по маркетингу компании Startbase. Анализируя свой опыт презентации проектов инвесторам, Олег предлагал уделять особое внимание описанию проблемы, которую решает производимый продукт, и верному выделению его целевой аудитории: «Финансовая схема и анализ рынка – это важные и обязательные части инвестиционного предложения, но не они решают вопрос: я еще ни разу не видел, чтобы проекты не реализовывались из-за разногласий по этим пунктам. Главное, заставить инвестора поверить в проект, ощутить, что он возможен. А это можно сделать, только предложив для производства уникальный продукт и группу тех, кому этот продукт жизненно необходим».

После теоретической части Баранник разобрал с присутствующими несколько текущих инвестиционных проектов регионов, а также дал рекомендации по упаковке этих проектов для потенциального инвестора.