Особенности развития российских брендов в новых экономических и глобальных условиях обсудили на форуме СИНВ-2023

Фото: Татьяна Мастерова | Пресс-служба АСИ

Региональные и федеральные меры поддержки российских брендов и формирование механизмов их продвижения на российском рынке обсудили участники панельной сессии «Траектория роста: практики поддержки отечественных брендов», которая состоялась на форуме «Сильные идеи для нового времени». Форум организован Агентством стратегических инициатив совместно с Фондом Росконгресс и проходит уже в третий раз. Впервые в 2023 году в рамках форума пройдет конкурс брендов, на который было подано более 5 000 заявок от предпринимателей из 85 субъектов России.

Модератором сессии выступил заместитель операционного директора АСИ Илья Мамыкин.

Участники дискуссии обсудили вопросы, связанные со становлением российских брендов и особенностями восприятия их потребителями, а также необходимые шаги для создания сильного российского бренда, вопросы качества и финансовой поддержки предпринимателей. Большинство экспертов высказалась за развитие платформы для развития российских брендов и создание «единого окна» для получения мер поддержки на федеральном и региональном уровне.

Напряженная геополитическая обстановка за пределами России нарушила логистические цепочки и способствовала выводу технологий из России, но также создала стимулы и возможности для развития отечественных брендов. По данным Центра изучения потребительского поведения Роскачества, 85 % потребителей хотят появления новых сильных российских брендов, в первую очередь, в продуктах питания и напитках, бытовых товарах, строительных материалах.

«Согласно результатам всероссийского социологического исследования, проведенного ВЦИОМ совместно с Роскачеством, 73 % россиян считают, что отечественные продукты питания не хуже или лучше по качеству по сравнению с импортными. Так должно быть во всех товарных категориях. Необходимо обеспечить эффективность производителей и высокое качество их продукции, а также системное продвижение лучших отечественных товаров. Предлагаю создать платформу для развития отечественных брендов на базе страновой идеологии. Такая рабочая группа может быть сформирована при АСИ, и мы готовы принять в ней участие», – сказал руководитель Роскачества Максим Протасов, выступая на пленарной сессии.

Заместитель генерального директора АО «Корпорация «МСП» Кирилл Коломийцев рассказал о существующих мерах поддержки компаний малого и среднего бизнеса, благодаря которой многие компании смогли расширить производство, наладить выпуск новой продукции или увеличить штат сотрудников – выйти на новый качественный и количественный уровень.

«За последний год Корпорация МСП смогла добиться большей таргетированности в мерах поддержки предпринимателям. Это означает, что целевую помощь и поддержку получил реальный сектор экономики – компании, предприниматели, самозанятые, которым она необходима больше всего», - рассказал Кирилл Коломийцев. – «Рост бизнеса является одним из узких мест в программах государственной поддержки, имея ряд барьеров в регулировании, и здесь необходимо решить задачи органичного и безболезненного перехода бизнеса из одного статуса в другой. Для этих целей мы развиваем механизмы, которые позволили бы растущим компаниям получать необходимые меры поддержки и финансирование на льготных условиях».

Важная составляющая всех программ поддержки – федеральных, региональных и частных инициатив – это поддержка в продвижении на внутреннем и внешних рынках. Здесь, как отметили выступающие, важно соотносить количество оказываемой помощи и возможности компании обеспечить увеличение потока заказов необходимым уровнем сервиса и объемом производственных мощностей.

В продолжение темы поддержки бизнеса глава АНО «Приоритеты России» София Малявина рассказала о реализации программ продвижения в рамках национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской деятельности» и «Экспорт»: «По данным ФНС в России зарегистрировано около 6 млн предпринимателей малого и среднего бизнеса. Это огромный потенциал роста российских брендов, которым требуются программы продвижения. По каждому из этих проектов совместно с АО «Корпорация МСП» и АО «Российский экспортный центр» реализуются цифровые сервисы и платформы, работающие по принципу «единого окна». Они направлены на поддержку предпринимателей в рамках стратегии продвижения и выстраивания коммуникации бренда с потребителями на внутреннем рынке и за рубежом».

Создание сильного бренда основывается на качестве производимого продукта и коммуникации с потребителем посредством сервиса, дополнительных услуг и правильно выбранных каналов коммуникации, через которые продвигается продукт и ценность бренда. В начале работы панельной сессии, руководитель Роскачествоа Максим Протасов отметил, что бренды могут объединять и разобщать общества, используя образы и культурный код свойственный той или иной группе людей. Эту особенность необходимо использовать, создавая сильные российские бренды и программы продвижения. А генеральный директор ООО «Майер Групп» Константин Майор в своем выступлении заявил, что компания будет оказывать поддерживать те бренды, которые продвигают национальные идеи и образы.

«Мы должны помогать этим брендам развиваться и идти к потребителям. Те предприниматели, которые создают новые бренды должны иметь опору на компании, которые специализируются на продвижении и которые смогут их поддержать на пути к потребителю», - отметил генеральный директор ООО «Майер Групп».

Основным трендом в продвижении отечественной продукции на внутренних и внешних рынках стали маркетплейсы. По мнению генерального директора ООО «Майер Групп» Константина Майора, маркетплейсы – это формат, нашей жизни, который позволяет экономить деньги и время потребителям и позволяет быстро продвигать свои товары «в моменте», не требуя дополнительных расходов на содержание точек продаж и выхода в торговые сети. В настоящее время на крупнейших электронных торговых площадках работает порядка 1 миллиона предпринимателей, 80-90 % из них – представители МСП. Таким образом, каждый пятый предприниматель работает на маркетплейсе.

«Предприниматель, благодаря маркетплейсу может заниматься ключевыми для себя вопросами, не отвлекаясь на вопросы логистики, распределения товаров, могут взаимодействовать с каждым клиентом лично. А регионы могут продвигать свою продукцию через специальные инструменты, такие как «региональные витрины». В этом году мы запустили витрину «Сделано в Москве» и планируем расширять его географию в будущем. Такие проекты, используя репутацию площадки, будут способствовать повышению доверия и узнаваемости российских брендов, оказывать поддержку региону», - отметил руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти Ozon Александр Васильев.

Участие в сессии также приняли заместитель председателя правительства Новгородской области Оксана Белобрылова и старший вице-президент, директор по внешним связям ПAO «Промсвязьбанк» Вера Подгузова. Спикеры поделились с участниками успешными кейсами в работе с российскими брендами. Так, Оксана Белобрылова, рассказала об особенностях региональной программы развития брендов и существующих финансовых и нефинансовых инструментах поддержки предпринимателей. В свою очередь, директор по внешним связям ПAO «Промсвязьбанк» Вера Подгузова привела пример работы компании в рамках инициатив, которые существуют в программе поддержки клиентов банка для развития отечественных марок.