По данным ВЦИОМа, 46 % жителей страны уверены, что улучшение экологической ситуации в стране должно начинаться с повышения уровня экологической грамотности и ответственности, в том числе детей. Какие проекты уже работают в этой сфере и какие дополнительные условия нужны для формирования полноценной экокультуры обсудили на международном форуме в Вологде «Экология: город, экономика, люди».
«Наша ключевая задача – поделиться опытом, посмотреть проекты, которые могли бы тиражироваться в регионах и могут быть полезны на федеральном уровне. И, конечно, важно совместно формировать решения и подходы, которые позволят нам говорить об экологическом образовании не только в контексте отдельных проектов, а как о системной непрерывной работе. Такие решения и наработки планируем представить до конца года в докладе экспертной группы АСИ по экологической культуре», – сказала директор проектов дивизиона «Экология» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Зоя Федотова.
«Чтобы был единый взгляд на проблематику, должна быть стратегия или концепция непрерывного экологического образования. Некоторые подвижки есть. Уже стала общедоступной концепция экологического образования для уровня общего образования, она одобрена Федеральным учебно-методическим объединением. Важно теперь ее расширить», – отметила Лариса Шмелькова, член координационного совета при Общественной палате России по экологическому благополучию.
По ее словам, сегодня в России формируется реальное сообщество, которое занимается поддержкой экологического образования. «Мы всячески стремимся, чтобы эти вопросы продвигались на государственном уровне, но надо заходить и с низовыми инициативами, помогать им развиваться. В частности, сейчас запускаем добровольную сертификацию организаций, которые предлагают определять уровень экологичности компаний – от образовательного процесса до инфраструктуры», – сказала Лариса Шмелькова.
Среди успешных инициатив в сфере экологического образования участники сессии назвали межрегиональную общественную организацию «ЭКА». Организация действует с 2012 года и является методическим центром для аудиторий разных возрастов, которые хотят заниматься экологическим просвещением и образованием. «За последние десять лет видим динамику общественного запроса по этим темам. Одна из наших самых больших ценностей – 100 тысяч учителей, они пришли к нам по собственной инициативе, потому что чувствуют большую потребность работать с детьми по экологической проблематике. Мы снабжаем их готовыми материалами и уроками, рассказываем, какие инфраструктурное решения могут применяться в школах», – рассказала Татьяна Честина, председатель правления «ЭКА».
Еще один проект в образовании – «Моя Россия. Регионы страны глазами школьников: экология и культура» – реализует фонд «Зеленая кисточка» с 2022 года. Проект вошел в топ-100 форума «Сильные идеи для нового времени» и подразумевает вовлечение школьников в создание экологической карты региона. К инициативе уже присоединились Архангельская область, Хабаровский край, Свердловская, Тюменская и Нижегородская области и Чечня.
«Для развития экологической культуры, прежде всего, нужно понимание, что экология – это только про спасти тигров или сохранить леса, это про качество жизни самого человека. Мы занимаемся экологическими вопросами для того, чтобы самим себе выстроить жизнь лучше, качественнее, долгосрочнее. Когда это понимание придет, станет больше желания заниматься непрерывным экологическим образованием», – считает советник губернатора Камчатского края Екатерина Емец.
Недавно на Камчатке запустили круглогодичный центр компетенций в сфере экологии. Его работа будет сосредоточена на развитии заповедного дела, экотуризма, волонтерства, экологического просвещения, зеленой дипломатии и урбанистики. В этом году на базе центра пройдет третий Международный молодежный форум «Экосистема. Заповедный край».
Об опыте Челябинской области рассказала начальник управления в региональном министерстве экологии Марина Дымова. В прошлом году в Челябинске провели первый Всероссийский детский экологический форум. В конгресс-холле «Таганай» собрались порядка 2,5 тыс. школьников 5-11-х классов из 18 регионов. Задачи форума – популяризация экологической культуры среди школьников, воспитание бережного отношения к природе, развитие экологического патриотизма и формирование системы кадров для отрасли.
Кроме того, на совещании обсудили социально-экологические проекты Самарской, Нижегородской, Вологодской областей, Башкортостана, а также проект по созданию детского экологического парламента – объединение представителей всех учебных заведений города Алчевск в Луганской народной республике, активистов экологической природоохранной работы.