Кемеровская область – Кузбасс, Москва, Московская, Челябинская, Белгородская области признаны самыми гостеприимными для промышленных туристов. В целом же 90 % сотрудников российских предприятий считают, что их производства должны быть доступными для посетителей. Такие данные озвучила заместитель гендиректора АСИ Анна Сухова в финале программы «Открытая промышленность 3.0» в Омске.
«Самыми «открытыми» отраслями промышленности по результатам нашего исследования стали металлургия, народно-художественные промыслы и индустрия производства детских товаров, машиностроение, химический комплекс. И очень важно, что 91% опрошенных работников гордятся своим предприятием», – сказала Анна Сухова.
Опрос работников российских предприятий Агентство стратегических инициатив (АСИ) при поддержке Минпромторга России провело в прошлом году. Цель исследования – определить отношение сотрудников к промышленному туризму, выяснить, поддерживают ли они политику открытости их предприятий. В опросе приняли участие свыше 10 тыс. человек: руководители, технологи, конструкторы, рабочие из 85 регионов России.
Более половины респондентов (52%) считают, что основная цель развития промышленного туризма – профориентация, так как благодаря экскурсиям можно показывать перспективы работы на предприятии школьникам и студентам. 25 % опрошенных отметили, что предприятиям важно открываться, чтобы познакомить потенциальных заказчиков и поставщиков с продукцией предприятия. 13 % основной целью промтуризма назвали демонстрацию качества производимой продукции, безопасности технологического процесса.
Лишь 10 % респондентов считают, что российские предприятия не должны открываться для посетителей. Основной аргумент, который они приводят – «это не принесет пользы предприятию» (36 %). 23 % опасаются промышленного шпионажа, видят угрозу в том, что туристы в ходе экскурсий смогут узнать секреты производства. 13 % считают, что туристы мешают производственным процессам и отвлекают от работы.
Самыми «закрытыми» отраслям промышленности (наименьший % среди респондентов, ответивших, что их предприятия открыты для туристов) признаны фармацевтическая и медицинская промышленность, инновационные компании и производства строительных материалов.
Лидерами среди компаний, где больше всего сотрудников знают об участии их предприятия в программе производственного туризма, стали кемеровское химическое предприятие «Азот», ПАО «Трубная металлургическая компания», ГК «Металлоинвест».
Программа «Открытая промышленность», направленная на продвижение кадрового и технологического потенциала российских производителей, реализуется с 2021 года. За это время свыше 1000 предприятий из 73 регионов России создали экскурсии, профориентационные проекты и программы краткосрочных стажировок. Программа реализуется АСИ при поддержке Минпромторга России.