Мониторинг НПИ: выполнен целый ряд пунктов «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»

29 октября в Агентстве стратегических инициатив (АСИ) состоялось заседание рабочей группы по мониторингу хода реализации «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики». В мероприятии приняли участие представители Мнэкономразвития России, Минэнерго России, Минтранса России, Минкомсвязи России, ФАС России, Минобрнауки России, а также представители бизнеса и деловых ассоциаций.

Минтранс России доложил о готовности проекта Административного Регламента Федерального агентства воздушного транспорта по предоставлению государственной услуги, связанной с допуском перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов. 

Этот документ был подготовлен Росавиацией и участниками отрасли, уже прошел общественное обсуждение и получил заключение Минэкономразвития и ФАС. 

«Мы получили уже замечания от Минэкономразвития, в большинстве своем они справедливые. И от авиакомпаний - по критериальной базе», - отмечает Андрей Михайлов, начальник отдела воздушных сообщений Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России.

Свои замечания высказал и Дмитрий Рутенберг, начальник управления контроля транспорта и связи ФАС России. «Такой параметр, как аффилированность, должен быть вынесен из критериев. Это должен быть барьер для доступа на конкретный маршрут. То есть подача заявки компанией,  аффилированной к уже действующей на этом маршруте, должна быть основанием для отклонения такой заявки. Это наше основное замечание», - прокомментировал проект Регамента Дмитрий Рутенберг

Представитель Минтранса, в свою очередь, обратил внимание на достаточно непростую ситуацию с Аэрофлотом. «Этот переозчик не по собственной воле получил наследство в виде ряда «дочек». И перед ним стоит задача каким-то образом эти компании развивать», - заявил Андрей Михайлов.

Руководитель рабочей группы Андрей Шаронов обратил внимание на то, что исполнение пункта «дорожной карты» об увеличении конкуренции в сфере авиаперевозок выходит за рамки графика и предложил Минтрансу России определить в ближайшее время дату его исполнения.

Рабочая группа также рассмотрела доклад Минэкономразвития России по вопросу подготовки предложений о этапном выводе с конкурентных рынков федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), за исключением предприятий, осуществляющих деятельность в сферах, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также включенных в перечень стратегических предприятий. 

Сокращение ФГУПов осуществляется в рамках программы приватизации - в 2013 году с 30% до 80% в 2018 году. 

«Мы считаем, если ФГУПы не приносят прибыль как коммерческие организации, то мы не видим никаких препятствий для того, чтобы они преобразовывались в учреждения, что абсолютно правильно. Либо приватизировались в акционерные общества», - отмечает Павел Кисельгоф, начальник отдела нормативно-правового регулирования в сфере имущественных отношений Минэкономразвития России.

Представитель Минэкономразвития отметил, что этот процесс идет полным ходом и данный пункт «дорожной карты» можно считать исполненным.

Также был рассмотрен проект федерального закона № 602468-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»

«Настораживает тот факт, что закон, который разрабатывался под необходимость выполнения «дорожной карты», был дополнен новациями, которые к «дорожной карте» не имеют никакого отношения», - обратил внимание Алексей Ульянов, директор по развитию «Национальной ассоциации институтов закупок», представитель Деловой России.

Алексей Ульянов обозначил 4 подобных новации:

  • правила недискриминационного доступа (ПНД), которые распространяются на компанию-доминанту, имеющую долю на рынке свыше 70%, но не относящуюся к сфере естественных монополий. «Высшая школа экономики провела анализ, и ее сотрудникам не удалось обнаружить в мировом опыте антимонопольного регулирования подобные практики», - отметил Алексей Ульянов. Представитель Деловой России напомнил, что подобная практика уже была в России, и привел примеры в отношении компаний Уралкалий и Фосагро, которые занимают доминирующее положение на рынке минеральных удобрений. «В тестовом режиме к ним были применены ПНД. Результат - повышение цен от 1,5 до 2 раз», - обратил внимание на проблему Алексей Ульянов.

  • распространение антимонопольного законодательства на агентские договоры. В законопроекте исключена запись о том, что агентский договор не является вертикальным соглашением. «С одной стороны, вроде бы поправка небольшая, но она таит в себе большие риски. Она может привести к тому, что любой агентский договор может стать предметом для регулирования антимонопольной службой, - отметил Алексей Ульянов.

  • расширительная трактовка картелей. Предлагается сделать запись о том, что картельные соглашения являются не только соглашением между продавцами, но и соглашением между покупателями. «Мы имеем риск того, что любой договор между продавцом и покупателем станет рассматриваться как картель», - объяснил свою позицию представитель Деловой России.

  • ведение регулирования соглашения совместной деятельности, аналогично с регулированием слияния. Эта норма, по мнению Алексея Ульянова, возводит дополнительный административный барьер на пути создания совместного предприятия в России.

После этих замечаний Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС России, уточнил, что разработка проекта так называемого «четвертого антимонополного пакета» велась не только исходя из распоряжения Правительства об утверждении «дорожной карты», а исходя из множества поручений Президента и Председателя Правительства. 

«Документ, который уже прошел первое чтение в Госдуме, является неким синергетическим продуктом. Идет подготовка документа ко второму чтению, поэтому мы приветствуем все предложения, которые поступают по его усовершенствованию», - пояснил Андрей Цыганов.

Еще одно существенное замечание в доработку четвертого антимонопольного пакета внесла вице-президент ассоциации «Россия» Алина Ветрова, которая обратила внимание на то, что в документе пропала тема с монопольным положением кредитных организаций. «Если в старом законе в статье 5 существовала возможность установления доминирующего положения кредитных организаций при их доле меньше 35%, то сейчас эта норма утрачена. Соответственно, в условиях усиления конкуренции со стороны государственных банков и фактически перераспределения рынка в их пользу, я от лица бансковского сообщества выражаю озабоченность», - прокомментировала свою позицию Алина Ветрова.

Андрей Шаронов отметил, что рабочая группа не намерена ограничиваться только рамками «дорожной карты». «Если мы понимаем, что у нас возникают темы, которые должны быть урегулированы нормативно, мы не должны искать такую возможность исключительно в «дорожной карте». Жизнь богаче», - заявил руководитель рабочей группы и предложил включить все замечания в законопроект.