Пилотные регионы, внедряющие механизмы дуального образования, разрабатывают типовой ученический договор и положение о наставничестве

29 января на интеллектуально-коммуникационной площадке АСИ «Точка Кипения» прошел проектный семинар в рамках реализации проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

В работе семинара приняли участие представители региональных проектных команд 10 «пилотных регионов», в частности, 18 представителей региональных органов исполнительной власти, 34 представителя образовательных организаций, 25 представителей предприятий. Всего в работе проектного семинара приняли участие более 90 человек. Представители «пилотных» регионов выступили с презентациями о ходе реализации проекта, проблемах и достижениях. 

В одной из рабочих групп прошло обсуждение тиражирования моделей дуального образования в рамках стратегии развития отраслей.

Целью работы в группе Романа Селюкова – первого заместителя директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» стало обобщение направлений результатов деятельности ФИП, внедряющих модель дуального обучения, для системного описания накопленного опыта. По итогам работы группы оформлен проект структуры кейсов для описания региональных практик внедрения дуального обучения на уровне профессиональных образовательных организаций.

В рабочей группе под руководством Екатерины Есениной, ведущего научного сотрудника Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО», начата проработка документов: «Типовое Положение о наставничестве» и «Типовой Ученический договор». Типовая форма Положения о наставничестве будет представлена Министерству образования и науки РФ и Министерству труда и социальной защиты РФ для согласования и совместного утверждения двумя министерствами.

Проект «Подготовка рабочих кадров соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» реализуется с 30 января 2014 года в 10 регионах: Пермском крае, Красноярском крае, Калужской, Ярославской, Ульяновской, Свердловской, Московской, Нижегородской, Волгоградской областях и Республике Татарстан. 

В реализации проекта участвует более 67 предприятий и более 62 учебных заведений, привлечено более 15 немецких предприятий. 

До июля 2016 года планируется создать (модернизировать) более 7680 рабочих мест и обучить более 5899 рабочих кадров на основе практико-ориентированной модели образования, предусматривающей теоретическую подготовку специалистов на базе учебного учреждения, а практическую - на будущем месте работы.

Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе.

Для справки

В настоящее время осуществляется разработка и апробация моделей подготовки профессиональных кадров с участием работодателей (с элементами системы дуального образования), созданию системы эффективной коммуникации предприятий, профессиональных образовательных организаций, общественных объединений и органов государственной власти, формированию благоприятной нормативно-правовой базы для внедрения элементов дуальной модели профессионального образования.

Приказом Минобрнауки России «О федеральных инновационных площадках» от 23 июля 2014 года № 780 46 профессиональным образовательным организациям, участвующим в реализации проекта, присвоен статус ФИП. Уже с 1 сентября 2014 года стартовало обучение специалистов по подготовленным в рамках пилотных проектов образовательным программам дуального обучения.