Предприниматели хотят создать «дорожную карту» по совершенствованию корпоративного управления

Участники прошедшей 16 ноября 2015 года IV ежегодной конференции «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату» обсудили ключевые достижения дорожной карты по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На данный момент это единственная полностью реализованная карта в рамках Национальной предпринимательской инициативы

За несколько лет удалось достичь существенных результатов:

  • отменена обязательность печати для хозяйственных обществ;
  • исключено требование о предварительной оплате уставного капитала юридических лиц;
  • сократилось количество обязательных процедур, необходимых для старта бизнеса - с 9 до 3;
  • возможность получения бесплатного онлайн-доступа к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • с 2016 года будет введена возможность пользоваться типовыми уставами, формат которых сейчас разрабатывается Минэкономразвития России.

По мнению члена всероссийского предпринимательского объединения «Клуб лидеров» Владимира Мелешина предприниматели «почувствовали вкус» происходящих перемен, но еще остался ряд проблем, решение которых позволит не только подняться в рейтинге Doing Business, но и реально упростить жизнь предпринимателям. Необходимо дальнейшее совершенствование существующих процедур по регистрации предприятий, уменьшению затрат, связанных с открытием бизнеса, информированию предпринимателей о достигнутых эффектах.

От имени предпринимателей представитель «Клуба лидеров» предложил включить в 3-дневный срок, законодательно определенный для регистрации бизнеса, день подачи и день выдачи документов. При приеме документов на регистрацию предприятия бизнес просит не наказывать «рублем» за небольшие технические ошибки. Сейчас, в случае отказа со стороны ФНС в приеме документов, пошлина – 4000 рублей – предпринимателю не возвращается. «Зачастую,- отметил Владимир Мелешин, - речь идет об опечатках, поэтому предпринимателю, единожды оплатившему пошлину, нужно разрешить повторно подавать заявление – уже бесплатно». Существенной проблемой является и ликвидация компаний. Процедуры, которые нужно в таком случае пройти предпринимателю, легко описываются формулой «вход – 1 рубль, выход - два».

Если с регистрацией предприятий ситуация улучшилась, то условия ведения повседневной деятельности компаниями микро, малого и среднего бизнеса требуют дальнейших изменений. Среди проблем эксперты отмечают избыточные требования по кадровому учету сотрудников (хотелось бы иметь один документ с сотрудником, например, трудовой договор). Происходит и существенное увеличение нотариальных затрат, связанных с внесением изменений в Устав и ЕГРЮЛ, а также длительная и сложная процедура ликвидации юридического лица.

Все озвученные предложения могут войти в новую дорожную карту. «Есть идея создать «дорожную карту» с условным названием «Совершенствование корпоративного управления и инвестиционной среды для роста бизнеса», - рассказал Глеб Архангельский, модератор круглого стола по административным процедурам. – Она позволит охватить несколько важных позиций в рейтинге Doing Business: защита прав миноритарных акционеров, разрешение неплатежеспособности и повышение доступности кредитов. В нее можно включить новые аспекты по регистрации предприятий, которые мы считаем необходимым реализовать».

Реализация такой «дорожной карты» позволит создать условия для частных инвестиций в бизнес-проекты - как прямых, так и через биржевые инструменты. Привлечение капитала, по мнению Глеба Архангельского, не должно ограничиваться только банковскими кредитами. Существует еще целый спектр институтов развития, например, РВК, РФПИ, площадка для быстрорастущих компаний на ММВБ, где происходит не так много IPO, как хотелось бы. Есть инструмент субординированных облигаций. Использование всех этих форматов и механизмов может продвинуть Россию как в рейтинге Всемирного банка, так и расширить спектр возможностей среднего бизнеса по привлечению капитала.

Необходимость повышения качества корпоративного управления для среднего бизнеса – тоже актуальная задача. Крупные корпорации, так или иначе, внедряют инструменты корпоративного управления, повышая свою инвестиционную активность. «Приведу конкретный пример, - продолжил Глеб Архангельский. - Недавно, выступая перед предпринимателями, я попросил поднять руки тех, у кого есть зарегистрированные торговые марки. На 100 человек – всего 3 руки, это показательно. Поэтому задача, которую мы видим в части корпоративного управления – продвинуть эту культуру в средний бизнес. Когда люди говорят, что им недоступен кредит – это зачастую свидетельствует об их неготовности соответствовать требованиям, неумении использовать инструменты корпоративного управления и инвестиционного развития для привлечения частного и институционального капитала».

Кредитным учреждениям и многим институтам развития удобнее работать с крупным предприятиям, которые предоставляют четко структурированные документы и правильно оформленные заявки. Однако сейчас стоит задача – оказать максимальное содействие малому и среднему бизнесу, существенно увеличить инвестиционную компетентность и активность таких компаний – «завтрашних чемпионов».