Бросить все: половина российских женщин готовы отказаться от работы по найму в пользу собственного бизнеса

Реализация собственных идей и более высокий доход являются главными стимулами для старта личного бизнеса, выяснили эксперты «Опоры России». Самые популярные женские ниши - сфера услуг и торговля

Общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», созданное при Правительстве РФ Агентство стратегических инициатив (АСИ) и аналитическая компания Magram Market Research рассчитали индекс предпринимательской активности женщин — WBI (Women Business Index). По итогам первого полугодия 2016 года WBI составил 56,8 (против 55,9 полгода назад). Индекс WBI показывает уровень благоприятствования деловой и социальной среды для развития женского предпринимательства в России и учитывает такие факторы, как отношение общества к предпринимательству в целом, бизнес-климат, инфраструктура для старта бизнеса и личные качества женщин.

В рамках исследования, инициированного Комитетом по развитию женского предпринимательства «Опоры России», было опрошено 1000 жительниц крупных городов в возрасте 18-55 лет (как работающие по найму, так и временно неработающие) и 500 женщин среди руководителей компаний и владельцев бизнеса.

В целом текущее исследование иллюстрирует высокий потенциал предпринимательства у российских женщин. 13% женщин, сегодня работающих по найму, уже одновременно развивают свой бизнес, 13% твердо намерены начать его, 37% могут представить себя в роли основательницы компании, но пока не готовы к этому шагу, а 24% теоретически могут решиться на него, но не в ближайшие годы. Лишь 10% этой группы респондентов ответили: «Бизнес — это не мое».

Большинство опрошенных при этом считают, что главными стимулами для старта бизнеса являются перспектива получать больший доход (53%) и желание реализовать собственную идею (49%). 34% женщин, сегодня находящихся на наемной должности, связывают женское предпринимательство с возможностью найти свободное время для семьи. Для 26% респондентов основной отправной точкой для открытия своего дела является наличие стартового капитала, для 22% — отсутствие достойной работы в качестве наемного специалиста.

Проблема совмещения развития своего бизнеса и семьи, которую традиционно считают одной из главных для начинающих бизнес-леди, как выяснили эксперты, во многом является надуманной. Так, 42% опрошенных женщин-предпринимателей начали свой бизнес после рождения детей. Только 24% женщин, работающих по найму, заявили, что их профессиональная деятельность ухудшилась. Высокая доля респондентов при этом занимаются саморазвитием. Половина опрошенных владелиц собственного бизнеса отметили, что за последние полгода улучшили свои профессиональные навыки. Среди работающих женщин такой ответ дали 47%.

Согласно отчету, отличительная черта российского женского предпринимательства — социальная направленность. Каждый третий женский проект социально ориентирован, следует из исследования. 29% женщин создали свое дело, чтобы помогать слабозащищенным слоям населения (детям, пожилым людям, инвалидам), 11% развивают бизнес в сфере медицины, столько же — в сфере образования и в сфере спорта. 37% женщин, которые хотели бы оставить текущую работу и открыть свой бизнес, думают именно о социально значимых проектах.

Несмотря на то что все больше представительниц прекрасного пола успешно занимаются предпринимательством, в бизнес-среде многие из них по-прежнему видят барьеры. 65% женщин, работающих по найму, считают, что главным препятствием для открытия своего дела в России становится отсутствие финансирования. Второе из них — недостаточный уровень бизнес-компетенций (48%). По мнению 42% женщин, в настоящий момент работающих на зарплатной должности, главная помеха для начала собственного бизнеса — нестабильная экономическая ситуация. Те, кто уже сделал выбор в пользу своего дела, также скептичны. 47% опрошенных женщин-предпринимательниц, считают, что условия для начала бизнеса за последние шесть месяцев остались прежними, 37% уверены, что они ухудшились. 60% респондентов этой группы не ждут положительных изменений и в течение следующего полугода. 40% женщин, возглавляющих свою компанию, сообщили исследователям о сокращении прибыли.

«В России женщины составляют 54% трудоспособного населения, а предпринимательством пока занимаются 27%, - говорит Надия Черкасова, член правления банка ВТБ24 и член президиума «Опоры России». — Этот дисбаланс может стать одним из главных драйверов развития экономики страны», — добавляет она.

Тем не менее глобальные исследования женского предпринимательства, оценивающие условия для него и в России, менее оптимистичны. Создатели Female Entrepreneurship Index (FEI) в 2015 году присвоили России индекс 35,6, при этом наша страна переместилась в рейтинге за год с 47-го места на 51-е. Эксперты Global Entrepreneurship and Development Institute при расчете FEI учитывают следующие факторы: группу факторов в сфере предпринимательской среды (как респонденты распознают доступные им возможности, какова их оценка своих навыков и знаний, своего желания начать бизнес и т.д.); группу факторов для отражения уровня развития предпринимательской экосистемы (например, как много владельцев бизнеса имеют высшее образование, насколько развит сектор технологического бизнеса в стране); а также группу факторов для выявления предпринимательских устремлений (как часто создательницы бизнеса развивают новые технологии и выводят на рынок новые продукты и т. д.). Всего в составе индекса FEI 15 индикаторов, каждый из которых имеет индивидуальный и институциональный разрез. Наиболее успешный индикатор для России в Female Entrepreneurship Index — доля собственников бизнеса с высшим образованием, наименее успешный — показатель экспортного потенциала женского бизнеса.