Уникальный подход пермской гимназии N 5 к организации урока «Технология» с участием промышленных предприятий, система управления качеством образования при помощи электронных курсов от компании «Мобильное электронное образование», идея свободного выбора предметов и классов от организаторов «Петербургской школы-парка» и технология проектирования жизненной траектории от центра «Умная школа» вошли в число проектов-победителей конкурса «Школа навыков XXI века», организованного благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ). Итоги конкурса подвели в пресс-центре МИА «Россия сегодня» 30 июня.
Победителям будут предоставлены гранты в размере до 5 млн рублей и возможности стажировок в центрах лидерских образовательных практик по всему миру.
Лучшими по итогам конкурса признаны заявки 12 проектных команд из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Владивостока, Томска, Перми и Петрозаводска. Все они могут рассчитывать на поддержку Агентства стратегических инициатив, заявила на церемонии награждения победителей генеральный директор АСИ Светлана Чупшева, входящая в состав конкурсной комиссии.
«Очень интересно было посмотреть на проекты номинантов и победителей этого конкурса. Мы с удовольствием готовы поддержать эти проекты в части их дальнейшей реализации в субъектах РФ, их тиражирования», - сказала Светлана Чупшева.
Многие проекты, по ее словам, связаны с организацией сетевой модели образования. «Это дает возможность школьникам не замыкаться в пространстве одного образовательного учреждения, а посещать интересные инновационные площадки, получать знания по таким предметам как «технология», «физика», «астрономия», иметь возможность учиться на лучших федеральных и региональных площадках, вузах, технопарках», - отметила глава АСИ.
в номинации «Образовательная программа (идея / проект)» - «Технология жизненного проектирования», лидер проекта - Марина Чибисова, Центр разработки образовательных систем «Умная школа».
Проект был разработан для образовательного комплекса в Иркутске, где обучаются дети из приемных семей, и может быть тиражирован в другие регионы России. Авторы создали программу формирования проектного мышления для учащихся 9-11 классов. В основе программы особый тип проектирования - работа над индивидуальным жизненным проектом. В нем сохранены все признаки проекта - конкретная и реалистичная цель, ограничения по времени и ресурсам, уникальность и др. - но предметом проектирования являются изменения в жизни автора.
в номинации «Образовательная программа (реализованный проект)» - «Технологическая сессия», лидер проекта - Елена Иконникова, «Гимназия 5», г. Пермь.
Одна неделя в третьей четверти (34 часа) для учащихся параллели 8-х классов, полностью посвященная уроку «Технологии». Для организации познавательной деятельности в технологической сессии используется метод погружения. Школьники работают в микрогруппах по 7-8 человек, решая практически значимые проблемы по выбранному направлению. Результатом работы должен стать позволяющий решить проблему продукт, имеющий практическую востребованность и ценность.
в номинации «Модель организации (идея / проект)» - «Петербургская школа-парк», лидер проекта - Варвара Кучук, АНО «Парк открытых студий», г. Санкт-Петербург.
Альтернатива современной системе общего образования, построенная на идее «открыть двери кабинетов и предоставить школьникам возможность самостоятельно выбирать курсы и классы». Фактически это технопарк, структура которого представлена как открытая образовательная экосистема, инновационный образовательный комплекс. Внутри парка дети самоопределяются относительно целей, сроков и способов получения и развития знаний.
в номинации «Модель организации (реализованный проект)» - Комплексная система управления качеством образования «Мобильная электронная школа», лидер проекта - Александр Кондаков, ООО «Мобильное электронное образование», г. Москва.
Модель организации образовательного пространства представляет собой единую дидактическкую, интегрированную, многокомпонентную систему, обеспечивающую реализацию учебной, внеучебной, проектной и исследовательской деятельности каждого учащегося (включая детей с ОВЗ). В электронной системе находится более 100 курсов для школьников с 1 по 11 класс. Эффективность проекта экспериментально доказана успешными результатами ЕГЭ.
Конкурс «Школа навыков XXI века» проводился в 2017 году впервые. Свое видение новых моделей образования предложили более 200 команд педагогов из 39 регионов России.
Наибольшее количество заявок поступило из Москвы (21%), Санкт-Петербурга (9%) и Свердловской области (9%).
«Мы постараемся широко раскинуть сети и простимулировать участников из других регионов России. В следующем году мы еще раньше объявим конкурс и увеличим наши бонусы для победителей - и материальные, и нематериальные, чтобы участие в этом конкурсе было престижным и интересным», - заявил президент Сбербанка России Герман Греф.
Светлана Чупшева поддержала эту идею и сообщила главе Сбербанка, что АСИ задействует возможности своей региональной сети для расширения географии конкурса.