Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.

В 2024 году презентация результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ традиционно прошла на  площадке Петербургского международного экономического форума.

Запись трансляции

Результаты

Топ
регионов
Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ
Место Регион
1 Москва
2 Республика Татарстан
2 Нижегородская область
3 Московская область
3 Республика Башкортостан
3 Тюменская область
4 Сахалинская область
4 Новгородская область
5 Санкт-Петербург
5 Республика Крым
5 Тульская область
6 Калужская область
6 Краснодарский край
7 Чеченская Республика
7 Магаданская область
8 Смоленская область
9 Липецкая область
9 Воронежская область
9 Пермский край
Место Регион
10 Челябинская область
10 Ленинградская область
11 Республика Мордовия
11 Свердловская область
11 Хабаровский край
12 Республика Карелия
12 Амурская область
12 Самарская область
12 Приморский край
12 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
13 Саратовская область
13 Новосибирская область
13 Севастополь
13 Кемеровская область
14 Оренбургская область
14 Республика Саха (Якутия)
14 Калининградская область
14 Курганская область
14 Республика Адыгея
15 Республика Бурятия
15 Камчатский край
Топ
регионов
Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ
Место Регион
1 Москва
2 Республика Татарстан
3 Московская область
3 Нижегородская область
3 Тюменская область
4 Республика Башкортостан
4 Тульская область
4 Сахалинская область
5 Новгородская область
5 Краснодарский край
6 Санкт-Петербург
6 Чеченская Республика
7 Калужская область
8 Республика Крым
8 Смоленская область
9 Магаданская область
9 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
9 Самарская область
Место Регион
10 Республика Карелия
11 Челябинская область
11 Белгородская область
12 Ростовская область
12 Севастополь
13 Республика Северная Осетия - Алания
13 Воронежская область
13 Приморский край
13 Новосибирская область
13 Саратовская область
13 Ленинградская область
14 Тамбовская область
14 Хабаровский край
14 Пермский край
15 Кемеровская область
15 Ярославская область
15 Калининградская область
15 Республика Саха (Якутия)
15 Липецкая область
Топ
регионов
Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ
Место Регион
1 Москва
2 Республика Татарстан
3 Московская область
4 Тульская область
5 Республика Башкортостан
5 Нижегородская область
5 Тюменская область
5 Новгородская область
5 Сахалинская область
6 Санкт-Петербург
6 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
7 Калужская область
7 Белгородская область
7 Республика Крым
8 Краснодарский край
9 Челябинская область
9 Самарская область
9 Ленинградская область
9 Липецкая область
9 Ивановская область
Место Регион
10 Ярославская область
10 Тамбовская область
11 Смоленская область
11 Калининградская область
11 Воронежская область
12 Кемеровская область
12 Ульяновская область
13 Астраханская область
13 Республика Саха (Якутия)
13 Новосибирская область
13 Республика Бурятия
13 Камчатский край
13 Чеченская Республика
13 Республика Адыгея
14 Магаданская область
14 Республика Карелия
14 Севастополь
14 Республика Северная Осетия - Алания
15 Приморский край
15 Амурская область
15 Пермский край
15 Пензенская область
15 Курганская область
15 Республика Мордовия
Топ
регионов
Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ
Место Регион
1 Москва
2 Республика Татарстан
3 Тюменская область
4 Тульская область
5 Республика Башкортостан
6 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
6 Нижегородская область
7 Московская область
7 Новгородская область
7 Краснодарский край
8 Самарская область
8 Сахалинская область
8 Ярославская область
8 Санкт-Петербург
8 Калужская область
9 Челябинская область
Место Регион
10 Тамбовская область
10 Ленинградская область
10 Белгородская область
10 Республика Саха (Якутия)
11 Республика Крым
11 Калининградская область
11 Липецкая область
11 Республика Адыгея
12 Смоленская область
12 Камчатский край
12 Магаданская область
12 Ростовская область
12 Кемеровская область
12 Астраханская область
12 Ульяновская область
12 Республика Карелия
12 Республика Калмыкия
Динамика Регион Место в 2020 в 2019
0 Москва 1 1
0 Республика Татарстан 2 2
+3 Тульская область 3 6
+1 Санкт-Петербург 4 5
+2 Московская область 5 7
+7 Краснодарский край 6 13
+1 Белгородская область 7 8
-4 Калужская область 8 4
+7 Республика Башкортостан 9 16
+8 Ярославская область 10 18
+3 Новгородская область 11 14
-9 Тюменская область 12 3
-4 Ленинградская область 13 9
+3 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 14 17
0 Воронежская область 15 15
Динамика Регион Место в 2020 в 2019
+4 Смоленская область 16 20
-7 Ульяновская область 17 10
0 Нижегородская область 18
0 Новосибирская область 19 19
0 Республика Саха (Якутия) 20
-9 Тамбовская область 21 12
0 Самарская область 22
0 Калининградская область 23
0 Липецкая область 24
0 Челябинская область 25
0 Амурская область 26
0 Камчатский край 27
0 Ивановская область 28
0 Удмуртская Республика 29
0 Сахалинская область 30
Динамика Регион Место в 2019 в 2018
+1 Москва 1 2
+1 Республика Татарстан 2 3
-2 Тюменская область 3 1
+9 Калужская область 4 13
-1 Санкт-Петербург 5 4
-1 Тульская область 6 5
+2 Московская область 7 9
+3 Белгородская область 8 11
+3 Ленинградская область 9 12
0 Ульяновская область 10 10
Динамика Регион Место в 2019 в 2018
-3 Чувашская Республика 11 8
+4 Тамбовская область 12 16
-7 Краснодарский край 13 6
0 Новгородская область 14
-8 Воронежская область 15 7
0 Республика Башкортостан 16
-3 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 17 14
-1 Ярославская область 18 17
0 Новосибирская область 19 19
0 Смоленская область 20
Динамика Регион Место в 2018 в 2017
+5 Тюменская область 1 6
+1 Москва 2 3
-2 Республика Татарстан 3 1
+13 Санкт-Петербург 4 17
-1 Тульская область 5 4
+1 Краснодарский край 6 7
+1 Воронежская область 7 8
-6 Чувашская Республика 8 2
0 Московская область 9 9
0 Ульяновская область 10 10
Динамика Регион Место в 2018 в 2017
0 Белгородская область 11
+8 Ленинградская область 12 20
-8 Калужская область 13 5
0 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 14
0 Калининградская область 15
-5 Тамбовская область 16 11
0 Ярославская область 17
0 Хабаровский край 18
0 Новосибирская область 19
0 Свердловская область 20
Динамика Регион Место в 2017 в 2016
0 Республика Татарстан 1 1
+4 Чувашская Республика 2 6
+7 Москва 3 10
0 Тульская область 4 4
-2 Калужская область 5 3
-1 Тюменская область 6 5
0 Краснодарский край 7 7
0 Воронежская область 8
0 Московская область 9
+1 Ульяновская область 10 11
Динамика Регион Место в 2017 в 2016
+8 Тамбовская область 11 19
0 Костромская область 12
+7 Республика Башкортостан 13 20
+2 Липецкая область 14 16
-7 Владимирская область 15 8
0 Ростовская область 16
0 Санкт-Петербург 17
-1 Республика Мордовия 18 17
0 Ивановская область 19
0 Ленинградская область 20
Динамика Регион Место в 2016 в 2015
0 Республика Татарстан 1 1
+1 Белгородская область 2 3
-1 Калужская область 3 2
+6 Тульская область 4 10
+10 Тюменская область 5 15
+3 Чувашская Республика 6 9
0 Краснодарский край 7 7
+10 Владимирская область 8 18
+3 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 9 12
+3 Москва 10 13
Динамика Регион Место в 2016 в 2015
-6 Ульяновская область 11 5
+11 Томская область 12 23
+14 Орловская область 13 27
+3 Чеченская Республика 14 17
+10 Кировская область 15 25
+18 Липецкая область 16 34
+7 Республика Мордовия 17 24
-2 Ямало-Ненецкий автономный округ 18 16
-15 Тамбовская область 19 4
+20 Республика Башкортостан 20 40
Динамика Регион Место в 2015 в 2014
+3 Республика Татарстан 1 4
-1 Калужская область 2 1
0 Белгородская область 3
0 Тамбовская область 4
-3 Ульяновская область 5 2
-1 Костромская область 6 5
0 Краснодарский край 7 7
+3 Ростовская область 8 11
0 Чувашская Республика 9
-4 Тульская область 10 6
0 Пензенская область 11
0 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 12
+4 Москва 13 17
0 Воронежская область 14
0 Тюменская область 15
0 Ямало-Ненецкий автономный округ 16
0 Чеченская Республика 17
-8 Владимирская область 18 10
0 Курская область 19
-7 Ленинградская область 20 13
0 Кемеровская область 21
0 Московская область 22
-15 Томская область 23 8
0 Республика Мордовия 24
0 Кировская область 25
-6 Санкт-Петербург 26 20
0 Орловская область 27
-16 Челябинская область 28 12
0 Республика Марий Эл 29
0 Ярославская область 30
0 Вологодская область 31
0 Камчатский край 32
0 Мурманская область 33
0 Липецкая область 34
0 Брянская область 35
0 Ивановская область 36
0 Астраханская область 37
-29 Алтайский край 38 9
Динамика Регион Место в 2015 в 2014
0 Республика Карачаево-Черкесия 39
0 Республика Башкортостан 40
-27 Республика Саха (Якутия) 41 14
0 Республика Коми 42
0 Удмуртская Республика 43
0 Республика Карелия 44
-30 Самарская область 45 15
0 Нижегородская область 46
-29 Свердловская область 47 18
-27 Приморский край 48 21
0 Республика Хакасия 49
0 Саратовская область 50
0 Республика Бурятия 51
-33 Ставропольский край 52 19
0 Оренбургская область 53
0 Сахалинская область 54
0 Архангельская область 55
0 Пермский край 56
0 Новосибирская область 57
0 Республика Адыгея 58
0 Псковская область 59
0 Смоленская область 60
-58 Красноярский край 61 3
0 Омская область 62
0 Волгоградская область 63
-48 Хабаровский край 64 16
0 Новгородская область 65
0 Магаданская область 66
0 Курганская область 67
0 Калининградская область 68
0 Тверская область 69
0 Рязанская область 70
0 Республика Северная Осетия - Алания 71
0 Республика Алтай 72
0 Амурская область 73
0 Забайкальский край 74
0 Иркутская область 75
0 Республика Тыва 76
Регион Место в 2014
Калужская область 1
Ульяновская область 2
Красноярский край 3
Республика Татарстан 4
Костромская область 5
Тульская область 6
Краснодарский край 7
Томская область 8
Алтайский край 9
Владимирская область 10
Ростовская область 11
Регион Место в 2014
Челябинская область 12
Ленинградская область 13
Республика Саха (Якутия) 14
Самарская область 15
Хабаровский край 16
Москва 17
Свердловская область 18
Ставропольский край 19
Санкт-Петербург 20
Приморский край 21

Методология включает три элемента

  1. Система показателей
  2. Принципы сбора и обработки данных
  3. Методика расчета результатов
При разработке методологии учтен опыт существующих отечественных и международных рейтингов и иных механизмов оценки инвестиционного климата.

Структура Национального рейтинга 

Система показателей рейтинга разработана с учетом лучшего отечественного и мирового опыта, направленного на оценку состояния инвестиционного климата, а также с учетом опыта пилотной апробации рейтинга в 2014 году. 

70

показателей по 4 направлениям 

Национальный рейтинг рассчитывается по 70 показателям в 4 направлениях:

 I. Регуляторная среда
Качество предоставления государственных услуг — показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, выдача разрешений на строительство, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям).
 II. Институты для бизнеса
Эффективность институтов для бизнеса — наличие и качество инструментов защиты и улучшения инвестиционной среды. Показатели работы и динамики развития институтов и механизмов для бизнеса (например, наличие и качество законодательства, защищающего права инвесторов, механизмы поддержки инвестиционной деятельности, оценка уровня коррупции и развития механизмов ГЧП).
 III. Инфраструктура и ресурсы
Наличие и качество инфраструктуры — показатели работы и уровня развития инфраструктуры, а также доступности ресурсов для ведения бизнеса и инвестиционной деятельности (например, оценка мер государственной поддержки и наличие финансирования, наличие физической инфраструктуры и ресурсов — таких, как автомобильные дороги, телекоммуникационная инфраструктура, наличие объектов инвестиционной инфраструктуры (технопарков, промышленных парков и инкубаторов), наличие, квалификация и достаточность необходимых трудовых ресурсов).
IV. Поддержка малого и среднего предпринимательства
Уровень развития малого и среднего предпринимательства (например, количество субъектов МСП в расчете на 1 тысячу человек населения региона) и эффективность различных видов поддержки предпринимательства (например, оценка процедур получения государственного и муниципального заказа для субъектов малого и среднего предпринимательства, оценка необходимой для ведения бизнеса недвижимости, оценка доступности кредитных ресурсов и т.д.).
Внерейтинговое направление
Вне рамок Национального рейтинга проводится сбор данных по 17 дополнительным показателям в целях анализа их применимости для включения в методологию будущих периодов, а также для выявления лучших практик в регионах по показателям, не включенным в Национальный рейтинг.

Сбор и первичная обработка данных

Получение информации по показателям осуществляется путем проведения опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных.

Выделяются три различных подхода к формированию выборок для опросов:

 Показатели, оцениваемые путем экспертной оценки
Для каждого региона формируется база из 35-40 экспертов на основании списков кандидатов, представленных деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия») и Агентством стратегических инициатив (АСИ).

Выборка респондентов для экспертной оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов по каждому из регионов – не менее 20.
 Показатели, оцениваемые путем опроса предпринимателей из общей генеральной совокупности
Опрос по показателям, по которым нет специфических требований к респондентам, осуществляется с помощью многоступенчатой стратифицированной (квотной) выборки, представляющей качественную модель бизнеса региона в общем, а также репрезентирующей каждый регион по двум критериям – размер и отрасль предприятия.

Для каждого региона строится общая выборка предприятий на основе данных официальной региональной статистики о количестве действующих предприятий. В основу структуры выборочной совокупности закладываются критерии репрезентативности: размер предприятия, определяемый по ФЗ числом сотрудников и годовым объемом выручки, а также отрасль, согласно коду ОКВЭД. Предприятия-респонденты выбираются по квотам случайным образом из базы данных предприятий "Спарк-Интерфакс". Принцип случайности отбора респондентов обеспечивается механическим путем внутри сформированной совокупности по каждому из регионов.

Объем базовой выборки составляет 300 респондентов на регион (максимальная статистическая погрешность составит 5,5%).
 Показатели, оцениваемые путем опроса предпринимателей из специальных генеральных совокупностей
Данная выборка формируется с помощью невероятностного отбора одноступенчатым способом.

Отбор осуществляется «целевым» (направленным) способом. Отбор респондентов осуществляется на основе наличия реального опыта взаимодействия предпринимателей с органами власти по тем или иным вопросам либо получение определенных услуг, столкновение с определенными ситуациями и т.п.

Для каждой группы вопросов формируется базовая совокупность. При этом могут использоваться списки потенциальных респондентов, представленные деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия»), АСИ, а также федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, ведомствами, организациями, осуществляющими оцениваемые действия (например, регистрацию предприятий или подключение к электросетям).

Из заданной совокупности случайным образом опрашивается необходимое количество респондентов. При необходимости базовая совокупность может быть рекрутирована несколько раз.

Внутри каждой из базовых совокупностей осуществляется механический (систематический) отбор. Минимально возможное количество опрошенных при целевом отборе для каждого региона настоящего исследования – 25 респондентов (за исключением ситуаций, когда вся генеральная совокупность менее 25).

Методика расчета результатов

Во время проведения Национального рейтинга собираются исходные данные, необходимые для расчета результатов, например: данные по отдельным респондентам по какому-либо показателю по каждому субъекту РФ, статистические данные в натуральных величинах, оценки экспертов.

Уровни представления результатов Национального рейтинга
После формирования массива исходных данных результат Рейтинга рассчитывается и представляется на четырех уровнях:

  1. Уровень показателей — это сведенные и обработанные исходные данные, приведенные для каждого показателя к единой шкале от 0 до 100, где 0 — наихудшее возможное измерение, 100 — наилучшее.
  2. Уровень факторов — это взвешенные средние значения баллов по показателям, входящим в факторы. Например, балл за эффективность процедур по регистрации прав собственности формируется на основании трех показателей: среднее время регистрации прав собственности; среднее количество процедур, необходимых для регистрации прав собственности; удовлетворенность деятельностью по государственной регистрации прав собственности.
  3. Уровень направлений — это взвешенные средние значения факторов (баллов по показателям), входящим в направление. Например, балл за регуляторную среду формируется из восьми факторов: эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство, эффективность процедур по регистрации прав собственности, эффективность процедур по подключению электроэнергии, эффективность процедур по подключению к газопроводу, эффективность процедур по подключению к сетям водоснабжения и водоотведения, эффективность процедур по подключению к сетям теплоснабжения, эффективность процедур по вводу объекта в эксплуатацию, эффективность процедур по получению в аренду земельных участков.
  4. Уровень интегрального индекса — это сумма баллов по всем четырем направлениям Рейтинга.
Агрегирование
Переходы от одного уровня представления данных к другому осуществляются путем агрегирования.Все переходы агрегирования можно разделить на два качественно разных этапа.

Этап 1: переход от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем субъектам РФ в единой шкале (переход от уровня исходных данных к уровню показателей).

В собранных исходных данных может быть несколько характерных проблем:

  • В них могут быть выбросы;
  • Некоторые данные могут быть пропущены (быть недостаточного качества для использования).
Также области значений всех показателей достаточно сильно различаются и после всех дополнительных преобразований для удобства восприятия все их нужно привести к одной шкале 100-балльной шкале, где 0 - худшее значение, 100 - лучшее значение. В случаях, когда для показателя требовалось нормирование с использованием восстановленной плотности, ни один регион может не получить значения 0 или 100.

Таким образом, для перехода от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем регионам в единой шкале необходимо пройти следующую последовательность шагов, стандартную для работы с данными в рейтингах:

  1. Обработка выбросов в исходных данных.
  2. Расчет показателей.
  3. Восстановление пропущенных данных.
  4. Изменение шкалы с учетом плотности распределения (для статистических и опросных числовых параметров) и приведение всех показателей к единой шкале пропорциональным масштабированием.

Обработка выбросов в исходных данных

Проверка на наличие выбросов осуществляется только для типа данных "опрос-числовые параметры". К таким показателям, например, относится среднее время регистрации юридических лиц или среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство. Выбросами считаются ответы отдельных респондентов, которые отклоняются от медианного ответа больше чем на 2 сигма, что соответствует попаданию в 2% хвост стандартного нормального распределения. Расчет стандартных отклонений от медианы ответов респондентов, а не от среднего, обусловлен тем, что при малом количестве ответов и экстремальных выбросах среднее значение заметно смещается в сторону выбросов. Это приводит к тому, что ответы, которые явно являются выбросами, могут не попадать в 2% хвост распределения.

Попадание в 2% хвост распределения не является жестким требованием для определения выбросов и может меняться в зависимости от характера полученных данных. Например, если при определении выбросов изначальным методом систематически обнаруживаются ответы, которые, явно являются выбросами, но не попадают в 2% хвост распределения, то имеет смысл увеличить зону выбросов, например, до 3% и оценить результат.

Расчет показателей

После обработки выбросов в опросных числовых данных, ответы респондентов агрегируются для получения единой оценки по показателю. Так, например, среднее время подключения к электросетям рассчитывается по отдельным ответам респондентов. Ответы в натуральных величинах на вопрос о времени подключения к электросетям агрегируются в одну цифру для субъекта РФ – среднее время подключения к электросетям. По показателям удовлетворенности для каждого респондента, считается средняя оценка по различным критериям удовлетворенности. Затем аналогичные оценки, полученные для всех респондентов, усредняются и получается средняя оценка удовлетворенности по региону в целом. Более подробное описание см. в документе «Таблица расчёта показателей».

Восстановление пропущенных данных

Исходные данные по некоторым субъектам РФ /показателям могут быть недостаточно качественными (например, количество респондентов в регионе ниже целевых значений, что серьезно повышает процент погрешности результата, большое количество ошибок в ответах респондентов и экспертов) или могут быть пропущены. Такие случаи необходимо обрабатывать особым образом.

Для расчета Национального рейтинга в случае отсутствия данных, их недостаточного количества или их низкого качества используется восстановление значения. Применяется следующая схема восстановления: если есть рассчитанный парный показатель «среднее время – среднее количество процедур», то значение показателя восстанавливается по среднему значению по группе рассчитанного парного показателя. В случае отсутствия такого показателя к полученным в этом году ответам добавляются ответы, собранные в прошлом году, в случае возможности рассчитать значение оно используется как восстановленное. Во всех остальных случаях отсутствия значений восстановление производится по значению прошлого года.

Восстановленное значение используется исключительно для целей расчета Рейтинга, однако оно не является результатом региона по пропущенному показателю. Восстановленное значение не сообщается региону при раскрытии результатов Рейтинга (т.е. по пропущенному показателю в карточке региона ставится прочерк). 

Приведение всех показателей к единой шкале пропорциональным масштабированием

В последнем шаге первого этапа агрегирования все значения показателей приводятся к шкале от 0 до 100 при помощи пропорционального линейного масштабирования. При этом 100 баллов соответствует наилучшему результату, а 0 – наихудшему. 

Этап 2: переход между уровнями представления информации (от показателей к факторам, от факторов к направлениям, от направлений к интегральному индексу).

Факторы рассчитываются как средние значения, входящих в него показателей. Направления – как средние значения, входящих в него факторов. Интегральный индекс рассчитывается как сумма индексов по направлениям, и таким образом, ограничен шкалой от 0 до 400. 

Рейтинговый комитет

Калинин Александр Сергеевич
Президент Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ»
Катырин Сергей Николаевич
Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Репик Алексей Евгеньевич
Председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Чупшева Светлана Витальевна
Генеральный директор Агентства стратегических инициатив
Шохин Александр Николаевич
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)
Алексеев Михаил Юрьевич
Президент - председатель правления ПАО Банк «ФК Открытие»
Дмитриев Кирилл Александрович
Генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций
Ивлев Александр Владимирович
Координатор по работе с иностранными инвесторами Консультативного совета по иностранным инвестициям в России
Илюшникова Татьяна Александровна
Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации
Комиссаров Алексей Геннадьевич
Генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей», и.о. ректора РАНХиГС

Кузьминов Ярослав Иванович
Научный руководитель Высшей школы экономики
Титов Борис Юрьевич
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
Федоров Валерий Валерьевич
Генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного  мнения (ВЦИОМ)
Шепп Маттиас
Председатель Правления Российско-Германской внешнеторговой палаты, глава Московского Представительства Объединения торгово-промышленных палат Германии
Эфендиев Назим Тофикович
Генеральный директор ООО УК «МЕТАЛЛОИНВЕСТ»

Лучшие практики

Сбор и тиражирование региональных управленческих практик по улучшению качества инвестиционного климата осуществляется с помощью цифровой платформы АСИ по сбору и респространению лучших практик «Смартека». 

Также доступ региональным инвестиционным командам к практикам по улучшению деловой среды предоставляет аналитический инструмент АСИ «Региональный дашборд».