Министерство просвещения считает дополнительное образование детей драйвером перемен российской образовательной системы

Система дополнительного образования детей наиболее эффективно отвечает вызовам, которые определяются высоким уровнем технических знаний современных детей, выросших в эпоху интернета. Об этом заявила заместитель министра просвещения Российской Федерации Ирина Потехина 6 декабря на V Всероссийском совещании работников дополнительного образования «100 лет системе дополнительного образования детей: традиции, инновации, перспективы».

Замминистра подчеркнула, что сегодня востребованы компетенции, составляющие «базовую грамотность» - навыки самообразования, проектной деятельности, умение ставить собственные задачи, работать в команде и другие.

«В условиях, когда нужно быстро меняться, перестраиваться, когда детям нужно дать эти базовые знания, драйвером развития всех перемен в системе образования оказывается дополнительное образование. У него меньше ограничений, меньше формальностей, к нему чрезвычайно высок интерес родительского сообщества. Почти 10 млн детей вовлечены в систему дополнительного образования», - подчеркнула Ирина Потехина.

Обновление содержания дополнительного образования осуществляется в настоящий момент в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование детей». «Мы стараемся учитывать индивидуальные потребности разных детей, обеспечить максимальную доступность детям с ограниченными возможностями здоровья, применяя различные, в том числе дистанционные технологии», - сказал директор департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России Игорь Михеев.

Также он сообщил, что в качестве эффективного инструмента для развития этого сектора сегодня в 20 субъектах РФ внедрена целевая модель развития современных систем дополнительного образования. Она включает в себя создание региональных и муниципальных опорных центров; функционирование навигаторов по дополнительному образованию детей; проведение инвентаризации образовательных программ, ресурсов, организаций образования, науки, культуры и спорта; выравнивание доступности дополнительного образования детей с различными индивидуальными потребностями и возможностями; использование сетевой формы реализации образовательных программ; внедрение механизмов персонифицированного финансирования.

«К 2022 году целевая модель развития современных систем дополнительного образования уже должна быть внедрена во всех субъектах Российской Федерации», - сказал Игорь Михеев.

Как отметил руководитель программ департамента развития новых форм образования Агентства стратегических инициатив Борис Соловьев, более 60% программ допобразования сегодня представлены только в области искусств, физической культуры и спорта.

С целью расширения спектра их тематической направленности он предложил привлечь дополнительные ресурсы - кадры, площади, оборудование, методическое обеспечение - за счет негосударственного сектора.

«АСИ поддерживает ряд образовательных практик и инструментов, разработанных не только педагогическими работниками, но и специалистами из других сфер производства и реального сектора экономики. Эти практики – ресурс, который поможет системе формального образования стать более эффективной за счёт внедрения новых методов обучения и воспитания детей, использования образовательных технологий, которые обеспечат освоение базовых компетенций», - пояснил Борис Соловьев.

Он предложил решения, которые помогут преодолеть барьеры для масштабирования практики интеграции формального и неформального образования:

  • оптимизация норм СанПиН и лицензионных требований;
  • внедрение сетевой формы реализации программ;
  • широкое привлечение к разработке и реализации программ специалистов производств и реального сектора экономики;
  • развитие механизмов оценки качества программ дополнительного образования, в том числе через опросы потребителей услуг и экспертизу профессиональных сообществ, ассоциаций;
  • предоставление субсидий (или) грантов из муниципального/регионального бюджета негосударственным организациям;
  • расширение практики персонифицированного финансирования под конкретные образовательные программы.

«Решение этих задач позволит не только увеличить охват детей и молодёжи дополнительным образованием, но и обеспечит конкуренцию образовательных программ, повысит их качество», - подчеркнул Борис Соловьев.