Форсайт-флот: Куда плывёт будущее

«Будущее не придёт само, / Если не примем мер. / За жабры его, – комсомол! / За хвост его, – пионер!» – под кричащим заголовком «Выволакивайте будущее!» прямолинейный певец революции и футурист Владимир Маяковский лихо взбодрил тех, кто дорос «до грядущей жизни мощной». 

Дело было в 1925 году, но непредсказуемое будущее, видимо, опять кануло в воду и снова не ловится на крючок. Поэтому поймать его за хвост и жабры взялись современные «революционеры»: вот уже второй год подряд Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов собирает команду экспертов от бизнеса, науки и образования, чиновников и профессионалов игротехники, студентов и журналистов – чтобы снарядить на недельные поиски России-2025 целый «Форсайт-Флот». 

Шутка ли, но один из его теплоходов, озадаченный ловлей будущего образования и кадров в водах Ладожского и Онежского озёр, в этом году гордо нёс имя громкого поэта. Как тут не вспомнить песенные строчки из «Приключений капитана Врунгеля»: «Как вы яхту назовёте, так она и…»

Разошлись, как в море корабли


«Место, где собирается модель страны», – так назвал два теплохода, отчаливших от петербургского порта к берегам Карелии, Павел Лукша, директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково». Один спецрейс был посвящён образованию и кадрам, другой – предпринимательству и новым отраслям России. 

И хотя на обоих судах эксперты пытались игротехническими методами сложить единую картину будущего необъятной родины, сделать это в полной мере едва ли удалось: символические корабли взбивали пену почти так же независимо друг от друга, как независимы «на суше» соответствующие сферы российской жизни – образование и предпринимательство. Лишь изредка «Владимир Маяковский» и «Константин Коротков» сходились в общих точках – например, во время игровых выборов «главного конструктора» России 2025 года.

Игровые выборы «главного конструктора» 2025 года


Образовательное судно «флота» объединило в себе целый список форсайтов – по образованию, детским сервисам, компетенциям, превентивной медицине и даже публичным пространствам и городскому искусству. Все они проводились по методологии Rapid Foresight, разработанной в 2008 году в рамках отечественного движения «Метавер – образование будущего», и для стороннего зрителя выглядели как ежедневные мозговые штурмы, «отягощённые» игровыми практиками – ролевыми и деловыми «Играми в будущее»: с вымышленной валютой «влибль», собственным правительством и образовательными проектами, которые привезли с собой молодые ребята, прошедшие конкурс на участие в «Форсайт-Флоте». Впрочем, Константин Гаранин, основатель краудсорсинговой платформы CityCelebrity, уже под конец путешествия предложил впредь приглашать лидеров без проектов: «Так получатся неожиданные сборки проектов безо всяких предустановок».

Участники образовательных сессий по-разному отнеслись к отправным и конечным точкам форсайта: одни предположили, что для большей эффективности надо было начать с критики прошлогодних дорожных карт, другие говорили о недисциплинированности групповой мысли и необходимости одиночных форматов. Председатель правления Национального детского фонда и руководитель проекта «Смешарики» Анатолий Прохоров и вовсе предложил в будущем провести форсайт секса, но Олег Гринько, председатель совета директоров УК «Сбережения и инвестиции» и мастер китайских чайных церемоний на «Маяковском», заявил, что невозможно рассматривать отдельно образование, детство, превентивную медицину и какие-либо другие сферы жизни человека: «Должно быть дерево форсайтов, в котором нет детей и стариков, а есть личность, стоящая на прочных корнях, – то есть на нашей истории, переосмысленной на три поколения назад».


Рабочие тетради: взгляд на детство в 2025 году

Образовательный супермаркет, Lego и школа как камера хранения

Один из самых мощных трендов ближайшего будущего, по мнению организаторов плавучего мероприятия, – это процесс глобализации образования, в котором Россия значительно отстаёт, поскольку заимствует у развитых стран во многом уже устаревшие решения. «Все перемены связаны в основном с интернетом – как новой практикой коммуникации между людьми, – рассказал Лукша ещё на вводной сессии ко всем форсайтам. – Интернет и цифровые технологии вообще задают новые модели создания, передачи и оценки знаний и навыков». Экономика давит своей прагматикой, и в этой ситуации неминуема своеобразная образовательная развилка: или вузы будут работать с исключительно узкими специалистами, необходимыми для решения конкретных задач, или же возьмутся за максимально гибких студентов, способных быстро адаптироваться к изменениям в окружающем мире и технологическом укладе. В любом случае – в будущем нас ждут новые форматы подготовки специалистов.


Некоторые практики образования (например, модель «наставник – ученик») возникли, возможно, «ещё в палеолите», как считает Лукша: «Индивидуальная образовательная траектория тоже известна с древних времён, хоть и была доступна лишь небольшому количеству людей».

На современное образование уже влияют информационно-коммуникационные технологии, медицина и фитнес, сфера финансов и инвестиций. При этом с каждым годом всё больше будут цениться не вузовские «корочки» и финансовые ресурсы, а человеческая репутация – вклад в общество, не измеряемый деньгами (то есть волонтёрский сектор, все виды дарения и филантропства).

А кардинально менять ландшафт образования будут, скорее всего, многопользовательские онлайн-курсы, которые по качеству и эффективности педагогики легко могут превзойти то, что дают российскому студенту национальные университеты. Неслучайно русские студенты составляют вторую по многочисленности аудиторию Coursera – известного проекта в сфере онлайн-образования, основанного профессорами Стэнфордского университета. Сегодня Coursera переводит свои курсы на восемь языков мира, среди которых есть русский, а тем временем по её следам движется edX, аналогичный проект Массачусетского технологического института и Гарвардского университета.

«Это не просто отдельные курсы, – пояснил Лукша. – Их уже начинают выстраивать в длинные образовательные цепочки и дополняют системой найма, тем самым получая эффективную систему отбора студентов со всего мира. И ведь претензия подобных структур – построить образовательную институцию для миллиардов людей».

Быть может, знания в скором времени можно будет загружать в мозг напрямую

В самом обозримом будущем виртуальные миры станут пространством, где человек и учится, и работает, и проводит свой досуг. Смерть «галактики Гутенберга» (то есть эпохи печати), по мнению экспертов, уже блеснула своей косой, и не исключено, что в 2030-х годах партнёром и наставником человека наконец станет искусственный интеллект, появятся нейроинтерфейсы, нейронет, а информация будет загружаться в мозг человека напрямую. 

«Мы сможем собирать самих себя как сверхлюдей», – заключает Лукша. Этому будет способствовать и Lego-образование: своеобразный конструктор, с которым станет работать человек по окончании основного высшего образования.

Но это дальние горизонты, а пока всех нас ожидает своеобразный «образовательный супермаркет» онлайн-сервисов, предназначенных для детей, и расслоение школ на «элитные», в которых будет доступна новая педагогика, и массовые, которые приобретут функцию безопасной «камеры хранения», «куда родители сдают детей, чтобы про них забыть». Вероятно, не за горами в Европе и отказ от формата единого государственного экзамена, к которому так долго идёт Россия: к 2015 году Великобритания собирается заменить аналогичный школьный экзамен сочинением.

Исак Фрумин считает, что доля людей, желающих учиться, за последние 2000 лет не сильно увеличилась

По мнению Исака Фрумина, научного руководителя Института развития образования НИУ ВШЭ, у нашей страны в данном случае три указателя на распутье: изоляция и сохранение самостийности, самобытности, включение в глобальную повестку дня и попытка стать узлом глобальной образовательной сети.

Элитные ремесленники и Smart Worker’ы

«В Мандрогах мы спустились на берег и увидели простое деревянное изделие под названием “Матрёшка” стоимостью 30 тысяч рублей», – подметил один из участников форсайта, посвящённого компетенциям. Он и его коллеги предположили, что в будущем авторы таких изделий будут считаться элитными ремесленниками – то есть теми, кто ориентируется на индивидуальное производство высокого качества и с художественным смыслом. Эти ремесленники будут работать, например, в связке с туристическим бизнесом и «богемными продажами». Второй тип «простого работяги» будущего – это массовый ремесленник, который будет создавать лишь модели (для той же 3D-печати). Его появлению способствует изменение технологического уклада производства: от массового – к локальному.


Smart Worker – третий тип: он не ровня сегодняшнему рабочему, это квалифицированный оператор и проектант, который, однако, никак не помешает существованию четвёртого типа – всех людей, которые умеют что-то делать своими руками.

Изменится не только сам тип рабочего, но и формы организации его труда. «Сейчас корпорации выстроены иерархично, они держат критические ресурсы, – поясняет Павел Лукша работу над форсайтом компетенций. – Но в будущем они вполне могут стать сообществами, которые держат бренд, общие стандарты деятельности, а внутри это будут независимые коллективы, координирующиеся друг с другом через сетевое планирование».

Аура как технология

«Культура касается каждого пятого, образование – каждого второго, а здоровье – каждого», – команда Олега Гринько, работавшая над форсайтом превентивной медицины, создала за время плавания на «Маяковском» поистине фантастический образ человека будущего, для которого базовая ценность – здоровое долголетие. И телесное, и духовное.


Технологию по охране, диагностике и коррекции человека Олег Гринько связывает с «концепцией ауры»

«Надо думать о тех временах, где нас уже нет», – считает Гринько и описывает человека, одетого в биокостюм-гомеостат. По его мнению, превентивная медицина (то есть не допускающая заболеваний) – это новая технология, которая должна стать системой самоуправления жизнью человека. Она будет серьёзным противовесом «ремонтной медицине» современности: «Жизнь должна быть без ремонта – мы же не автотранспортное средство», – подмечает Гринько. Пассивный клиент медицины поменяется на активного, который сам отвечает за своё здоровье. Условно говоря, у каждого своя «тушка», которой надо научиться управлять.

По прогнозам г-на Гринько и его коллег, к 2016 году кризис доверия врачам и медицине приведёт к росту самолечения и популярности духовных практик. Постепенно появится система мониторинга здоровья сознания, «умрут» антибиотики, а проблемы здоровья сможет взять на себя только сетевое сообщество, поскольку денег в российском бюджете к тому времени не останется.

Зато в перспективе появятся новые профессии: некто вроде «зоотехника», который будет работать с телесными повреждениями человека, метаконсультант и персональный наставник в индивидуальной траектории здоровья. Технологию по охране, диагностике и коррекции человека Гринько связывает с «концепцией ауры» и предлагает поменять придуманную Карлом Марксом парадигму «деньги – товар – деньги» на «здоровье – дело – здоровье».

В дальнейшем на горизонте человек предстаёт уже в скафандре, с батарейкой и чипом, поэтому вне зоны действия «333G» попросту «отрубается». «Смерть возможна в виде кокона с изменённой биохимией, возможна и перезапись сознания, – подводит итоги глава “Сберинвеста”. – Вам это надо?»

Начало разработки дорожной карты по высшему образованию

Через антропный барьер – в цифровую нирвану

В радикализме и смелости результатов с форсайтом превентивной медицины смог состязаться только форсайт публичных пространств и городского искусства. Команда, которая над ним работала, умудрилась обогатить русский язык новыми терминами – такими как космоперсонализация человека и его номадизация (от греч. nomades – кочевники). Космос, по её мнению, станет арт-пространством, а человек – объектом искусства, утопая в нетворкинге пространств, экологии, новых мифах и религиях.

Если же человек перешагнёт через «антропный барьер», то не исключено, что он полностью уйдёт в «цифру». И чтобы заставить его выйти в офлайн и социализироваться, его придётся мотивировать. Возможным решением арт-эксперты «Форсайт-Флота» увидели условное «Агапэ» – офлайн-пространство любви, которую невозможно найти на просторах виртуальной реальности. С помощью новой мифологизации они предложили создавать «туристические Мекки» и стимулировать людей к реальным и даже пешим путешествиям.

Связующим звеном между всеми этими форсайтами эксперты «флота» предложили сделать цифровой профиль человека, в котором он сможет отмечать свои достижения на протяжении всей жизни. Однако соблазн «погрузиться в цифровую нирвану» таит в себе опасности Нового Средневековья: чем дальше человек уйдёт в цифру, тем меньше он захочет учиться и вообще что-либо делать, и может стать заложником им же созданных сервисов.

Возможно, эти футуристические угрозы и впрямь имеют что-то общее с реальной картиной мира. Ведь, несмотря на то, что почти всё это фантазийное путешествие теплоходы «Форсайт-Флота» не могли похвастаться даже устойчивым низкоскоростным интернетом, до монастырского острова Валаам уже добрался и пресловутый 3G. И не только добрался: дети мирян, живущих на территории Валаамского архипелага, в старших классах получают образование по интернету. Во всяком случае, так говорят экскурсоводы.

Ясиновская Елизавета